Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛАКАТОС И. (1922






 

Имре Лакатос, самый талантливый ученик К.Поппера. Родился в Венгрии, во время войны уча­ствовал в антифашистском Сопротивлении, в Освенциме погибла его мать и бабушка. «Лакатош» по-венгерски – «столяр».

 

Вот что он пишет: «Если рассмотреть наиболее значительные последовательности, имевшие место в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое. Эта непрерывность есть не что иное, как развитие некоторой исследовательской программы, начало которой может быть положено самыми абстрактными утверждениями. Программа складывается из методологических правил: часть из них- это пра­вила, указывающие, каких путей иссле­дования нужно избегать (отрицательная эвристика), дру­гая часть – это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положи­тельная эвристика)» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 с.79)

 

«.. чем упорнее теория сопротивляется эмпирическим фактам, тем больше оснований считать ее «научной». «Неопровержимость» превращается в отличительную черту науки» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995 с.29)

 

«Зрелая наука состоит из исследовательских программ, которыми предсказываются не только ранее неизвестные факты, но, что особенно важно, предвосхищаются также вспомогательные теории; зрелая наука, в отличие от скучной последователь­ности проб и ошибок, обладает «эвриситической силой» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С.150)

 

Вот как понимает понятие научной программы П.П. Гайденко, которая на базе методологии Лакатоша создала добротное исследование об истории науки: «В отличие от научной теории научная программа, как правило, претендует на всеобщий охват всех явлений и исчерпываю­щее объяснение всех фактов, т.е. на универсальное истолкование всего существующего. Прин­цип или система принципов, формулируемая программой, носит поэтому всеобщий характер. Известное положение пифагорейцев «Все есть число»- типичный образец сжатой формули­ровки научной программы» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980)

И далее: «Научная программа- весьма устойчивое образование. Далеко не всегда от­крытие но­вых фактов, не объяснимых с точки зрения данной программы, влечет за со­бой её изменение или вытеснение новой программой.

Научная программа, как правило, задает и определенную картину мира; как и основные прин­ципы программы, картина мира обладает большой устойчивостью и консерватиз­мом. Изменение картины мира, так же как и перестройка научной программы влечет за собой пере­стройку стиля научного мышления и вызывает серьезный переворот в харак­тере научных тео­рий» (там же с.11)

 

«Чисто негативная, разрушительная критика, наподобие «опровержени(с.137)

 

Эту методологию использовала для описания динамики научного знания П. П. Гайденко в своих достаточно содержательных работах «Эволюция понятия науки. Ста­новление и развитие первых научных программ»(1980) и

 

Вот что она отмечает: «В отличие от научной теории научная программа, как правило, претендует на всеобщий охват всех явлений и исчерпывающее объяснение всех фактов, т.е. на универсальное толкование всего существующего. Принцип или система принципов, формулируемая программой, носит поэтому всеобщий характер. Известное положение пифагорейцев «Все есть число» – типичный образец сжатой формулировки научной программы» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С.10)

«Научная программа – весьма устойчивое образование. Далеко не всегда открытие но­вых фак­тов, не объяснимых с точки зрения данной программы, влечет за собой ее из­менение или вы­теснение новой программой.

Научная программа, как правило, задает и определенную картину мира, как и основные прин­ципы программы, картина мира обладает большой устойчивостью и консерватиз­мом. Изменение картины мира, так же как и перестройка научной программы, влечет за собой пере­стройку стиля научного мышления и вызывает серьезный переворот в харак­тере научных тео­рий» (там же, С.11)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.