Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФЕЙЕРАБЕНД П. (1924)






 

Пол Фейерабенд – гносеологический «анархист». В свое время поразил этой эпати­рующей кон­цепцией философов. Пример было взять с кого – он был помощником Б. Брехта

 

В журнале «The Humanist» (1975, №5) было опубликовано заявление 186 американских ученых (из них 18 нобелевских лауреатов), которые выступили резко против астрологии, выражая беспокойство по поводу нахлынувшей волны разного рода астро­логов и предсказателей, заполнившей все средства массовой информации. Позднее появилась заметка П. Фейерабенда, который подверг критике это Заявление, считая, что противопоставление астологии и науки не имеет оснований.

 

АНАРХИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

 

НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ

 

Смысл состоит в утверждении об идеологической нагруженности научного знания. До­казатель­ство этому утверждению он искал в анализе реальной картины творчества Га­лилея. В частности, он утверждал, что телескоп Галилея был несовершенен. Ничего он там толкового увидеть не мог. Он применил лишь что-то типа «метода упорства» Ч. Пирса (сам Фейерабенд с своем философствовании его теории не применял). В этом утверждении он не нов. Современ­ники Галилея вообще считали очки – изобретением «дьявола», которые искажают мир. Совершенно не зря продвинуты «новые» философы с таким болезненным интересом занимались проблемами оптики, дабы доказать обрат­ное, дабы «досадить» богословам и схола­стам официальной церкви. Но он не нов и прав, ибо, даже из только что изложенного видно, что научные поиски и направление исследований всегда инициировалось реальной социокуль­турной ситуацией, в основном связанной с борьбой против официальной церкви, которая в те времена всем порядком надоела. Генрих IV променял обедню на корону, да и после религиозных войн вообще всем все эти «проблемы веры» это порядком надоели - известный Кольбер со иронией советовался с молодым Людовиком XIV, что ума не приложит куда всех этих святош и монахов девать и чем их кормить. Хотя на старости лет и под влиянием своей набожной любовницы Людовик XIV «ударился» в религию, что, к сожалению, в результате оп­рометчивой отмены им Нантского эдикта (1685) пагубно сказалось на судьбу Франции. «Попы» порядком всех «достали» в такой же степени как «достали» нас в недавнее время идеологи «ведущей и направляющей». Тем не менее её терпели, ибо, во-первых, церковь играла роль «министерства образования» и «министерства культуры» одновременно, организуя систему преподавания и обеспечивая духовную сторону общественной жизни, производя те или иные формы символических конструктов. Необходимость в религии как государственном институте отпала лишь с возникновением разного секуляризованных форм идеологий типа идей социализма, ли­берализма или консерватизма, которые сейчас являются символическим конст­руктами обеспечения жизни общества. Это произошло только во второй половине XIX века, но это готовили те ученые и «новые» философы, для которых, в чем прав П. Фейерабенд наука была не только сугубо теоретическим занятием. Хотя, как стало ясно, наука не может быть символическим конструктом, полностью обеспечивающим жизнедеятель­ность общества, но может быть таковым секулярная идеология, базирующаяся на науке. Но так и понималась эта наука первоначально - как секулярная идеология. Нау­кой в чистом виде она стала только к концу XIX века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.