Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы выполнения инкрустации






Точная разработка рисунка имеет большое значение. Небрежность при исполнении приводит к несовпадению элементов узора. Рисунок обычно разрабатываем в на­туральную величину. При воспроизведении геометриче­ского орнамента уместно воспользоваться миллиметро­вой (канвовой) бумагой.

Разметка рисунка. Основные контуры рисунка пере­водим на декорируемую плоскость через копировальную бумагу при помощи остро отточенного карандаша, а так­же циркуля и линейки. Чем точнее переведен рисунок, тем легче инкрустировать.

Инкрустация по грунту. Орнамент выкладываем по­лоской соломки, которую держим в левой руке (рис. 6). Место соединения соломки с поверхностью предвари­тельно слегка смачиваем водой указательным или сред­ним пальцем правой руки. При касании увлажненного грунта палец должен прилипать. Не следует переув­лажнять грунтованную поверхность, чтобы не ухудша­лось качество изделия.

Необходимый элемент узора отсекаем от ленты скальпелем и осторожно притираем к плоскости тупым концом рукоятки или лезвием скальпеля под углом 30°. Готовую орнаментированную плоскость покрываем нит­ролаком не менее двух раз. Каждый слой хорошо просушиваем.

Инкрустация по лаку. На подготовленную к работе плоскость наносим при помощи кисти или тампона необ­ходимый цвет фона: черный, все оттенки коричневого, темно-вишневый, темно-зеленый, темно-синий, насы­щенный красный. В создании художественного образа фон в инкрустации играет немаловажную роль, так как изделия изготавливаются чаще всего из древесины светлых оттенков — осины, березы, ольхи, липы. Краси


 

 

тель наносим быстрыми движениями руки сначала вдоль волокон, а затем поперек. Изделия хорошо просу­шиваем в течение трех-четырех часов и покрываем ла­ком не менее двух раз.

Инкрустируемый участок покрываем с помощью кис­точки раствором лака, а элементы набора быстро при­клеиваем на плоскость (рис. 6, а). Второй способ более производителен, но требует навыка: в рабочей'руке од­новременно держим и скальпель и кисточку, при этом кисточку зажимаем между указательным и средним пальцами (рис. 6, б).

Осваивая эту несложную технологию, необходимо помнить, что загрунтованная поверхность должна быть


хорошо отшлифованной, гладкой, блестящей и сухой.

Простые узоры набираем из различных сочетаний геометрических элементов: квадратов, ромбов, треу­гольников, прямоугольников (стежек) (рис. 7).

Инкрустировать начинаем с основного элемента, как правило, от центра, постепенно передвигая набор впра­во, влево, вверх и вниз. Если в процессе работы какие-то элементы узора- плохо приклеились, осторожно подде­ваем их кончиком ножа, удаляем, а на это место прик­леиваем новые.

Для набора цепочек из различных элементов начи­нающему инкрустатору рекомендуется пользоваться миллиметровой бумагой. Постепенно приобретая необ­ходимые навыки, можно и нужно учиться инкрустиро­вать «из-под скальпеля».

Набор простых цепочек (рис. 8). На подготовлен­ной плоскости проведем девять пар параллельных на­правляющих линий на расстоянии десять миллиметров одна от другой. Разделим при помощи циркуля или ли­нейки плоскость пополам и проведем перпендикуляр. Между первыми двумя полосками расположим цепочку из квадратных *ромбов, для этого от ленты соломки отсечем ромб и наклеим его так, чтобы верхний и ниж­ний углы совпали с перпендикуляром и лежали не ни­же и не выше направляющих линий (рис. 8, а, б). Затем одинаковыми квадратными ромбами заполним полоску вправо и влево от центрального ромба. При этом необхо­димо следить, чтобы углы соприкасались.

Цепочку «зигзаг» (рис. 8, г, д) набираем из узких ромбов, находящихся под разными углами к источнику света и по-разному отражающих лучи, фактура со ломки при этом как бы высвечивается. Этот эффект с ус­пехом используется мастерами и художниками при со­здании композиций.

Набор цепочек из прямоугольников (стежек) и квад­ратов (рис. 9). Проведем на дощечке две горизонтальные прямые на расстоянии 21 мм одна от другой. Разделим отрезок по горизонтали пополам и наклеим соломенную ленту шириной 5 мм так, чтобы отсеченный прямоуголь­ник (стежка) соломки длиной в 13—15 мм лег на середину горизонтали (рис. 9, а). К четырем углам стежки приклеим четыре квадратика со стороной 2 мм. Соединим квадратики стежками шириной в 2 мм. По­вторим этот же элемент сначала влево по направляю­щей, а затем — вправо. В дальнейшем такую цепочку


 

можно набирать так: стежки в 5 мм наклеиваем по се­редине направляющей горизонтали на расстоянии один от другого в три квадратных ромба. Стежки соединяем точками, а точки — стежками. Полученную цепочку можно усложнить другими элементами.

Набор цепочек из различных комбинаций ромбов, квадратов, стежек (рис. 9, б, в, г). Как правило, такие це­почки набираем, наращивая отдельные геометрические элементы вверх и вниз от центра, что является основой для образования каемок.


 

Для разграничения отдельных мотивов и, наоборот, создания орнамента как единого целого в инкрустации широко применяется окантовка из широких и узких лент (рис. 9, д, е, ж). Окантовки, ломаные линии типа «зигзаг» чаще всего подчеркивают и выявляют конструктивные особенности предмета.

Кайма (рис. 10). Каймой украшают боковые сторо­ны крышек шкатулок, сундучков, рамки.

Кайма строится из комбинаций отдельных геомет­рических элементов, образующих основной узор, и должна по своему характеру соответствовать общему художественному замыслу. Кайма" может быть как сложной по характеру набора, так и простой — из


 

одинаковых повторяющихся элементов по всему пери­метру изделия или определенной плоскости. Узор может быть зажат между двумя параллельными полосами со­ломки или двумя зигзагообразными линиями.


 

Розеты (рис. 11) — наиболее часто встречающиеся мотивы в геометрическом орнаменте. Они представля­ют собой условно изображенный раскрытый цветок из пяти, шести, восьми и более лепестков. Обычно розе- тами заполняются квадраты сеток, но они могут иметь и самостоятельное значение. Чаще всего розета набира­ется из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из них является ячейкой для ромба. Полоски соломки могут плотно прилегать или образовывать ажур и дополняться различными элементами.


 

Разметку орнамента с розетами осуществляем при помощи циркуля и линейки. Плоскость делим на не­сколько квадратов. Намечаем диагонали, в пересечении их ставим ножку циркуля и в зависимости от задан­ного узора вписываем в квадрат окружность.

Существует огромное количество вариантов розег, и все-таки каждый мастер или художник придумыва­ет свой.

Построение сеток (рис. 12). Квадратные, ромбичес­кие, треугольные сетки вычерчиваем на подготовлен­ных плоскостях при помощи рейсмуса, линейки, уголь­ника и циркуля. Сетки, как правило, образуют рап- портный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров.

Тонкие 1 — 3-миллиметровые полоски наклеиваем на плоскость сначала по горизонтали, а затем по верти­кали. Подготовленную полоску соломки прижимаем скальпелем к краю направляющей прямой и быстро, аккуратно наклеиваем на плоскость, притирая тупым концом рукоятки ножа. В местах пересечений гори-


 

зонтальных и вертикальных полос ленту соломки ак­куратно подрезаем. Отсеченный квадратик соломки уда­ляем кончиком скальпеля. При инкрустировании зигза­гообразных линий в местах, соединений полос соломку' подрезаем строго вертикально, стыки должны быть чистыми и плотными.

Набор настила (рис. 13). В инкрустации иногда (чаще всего в сюжетных композициях) необходимо заполнить большую плоскость сплошным настилом соломки. Под­готовленную ленту шириной 5—10 мм наклеиваем вплотную, без зазоров, на увлажненный раствором ин­крустируемый участок и осторожно притираем. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом необходимо следить за плотностью и чистотой соединений в местах срезов.

Растительные и зооморфные мотивы (рис. 14, 15) в инкрустации соломкой имеют геометризированную форму. На рис. 14 приводятся примеры различных решений, но можно придумать и свой вариант, соблю-


 

дая технику нанесения узора. Цветы, листья, травы можно набирать ажурными, способом настила и в со­четании.

Инкрустация орнамента на крышке сундучка (см. вклейку).

Приблизительный размер — 220X140 мм. Компо­зиционная схема довольно проста: розеты, квадраты, набранные из стежек, равномерно чередуясь, образуют замкнутый в прямоугольную рамку орнамент. При набо­ре используем золотистую и коричневую соломку, что позволяет получить мерцающую поверхность. Основное поле орнамента ограничено каймой. Отступив от кай­мы 10 мм, поле орнамента условно делим по горизон­тали на пять равных частей, по вертикали — на три (рис. 16). Размер полученных квадратов примерно ра­вен 38 > < 38 мм. Промежуток между ними 3—4 мщ. Диаметр розеты — 15 мм. Рисунок размечаем при помо-


 

щи карандаша, угольника или линейки. Каждый квад­рат делим пополам, находим середину квадрата. Ин­крустировать начинаем с мотива розеты, которую наби­раем из ромбов одной величины. Рекомендуется поэтому заготавливать сразу несколько одинаковых по ширине лент соломки. Инкрустируем розеты «из-под скальпе­ля». Но для начала можно воспользоваться миллимет­ровой бумагой: полоску соломки с отсеченным углом прикладываем к клеточкам канвы, отсекаем от ленты ромб заданного размера и нарезаем необходимое коли­чество ромбов (в данном случае 120).

Основной узор набираем из прямоугольных и трапе­циевидных стежек соломки золотистого цвета. Вершины узора — на направляющих линиях квадрата, который обрамляется тонкими полосками ленты соломки корич­невого цвета в соответствии с образцом.

Кайму рекомендуем набирать «из-под скальпеля». Тонкую полоску соломки, обрамляющую центральное поле по всему периметру, клеим на расстоянии 1—2 мм от края плоскости. Кружево каймы инкрустируем квад­ратами, закрываем их трапециевидными стежками, ост­рый угол которых лежит на середине соседних квад­ратов.

Декоративное панно «Цветы» (см. вклейку). Раз­мер — приблизительно 320X240 мм. На бумаге вычер­тим эскиз в натуральную величину. Затем через копи-


 

ровальную бумагу переснимаем рисунок на плос­кость.

Принцип построения орнамента — симметричный. Узор строится гораздо свободнее, нежели в предыду­щем примере. Схема построения показана на рис. 17. Ра­диус самого большого цветка — примерно 40 мм, двух средних 30—35 мм, трех малых — 25 мм.

Готовый эскиз и копировальная бумага закрепля­ются кнопками на плоскости, чтобы не было смеще­ния рисунка. Следы от кнопок надо маскировать: в про­цессе набора — заинкрустировать. Рисунок переводим острым простым карандашом Т или ТМ, а также шари­ковой ручкой.

Инкрустировать начинаем с вазы. Сначала выклады­ваем полосками соломки верх и низ вазы, затем цве­ты в такой последовательности — большой, два средних, три малых. Все соединяем тонкими полосками (1— 1, 5 мм), букет — с вазой, затем связующие элементы — цветы, листья, орнамент на вазе. Листья набираем вытя­нутыми ромбами, цветы — стежками и квадратами. Ин­крустируя цветы, можно воспользоваться миллиметро­вой бумагой.

Узор выполняем золотистой лентой соломки, но можно усложнить цветовую гамму, т.е. построить ком­позицию на сочетаниях золотисто-коричневого или зо­лотистого, красного, зеленого цветов. Орнамент на об-


 

разце инкрустирован по черному фону, но можно ис­пользовать также темно-зеленый, вишневый.

Хлебница (рис. 18). Орнаментальное решение до­вольно простое. Большое поле крышки окантовано каймой, набранной из полосок и квадратов различной величины. Основной мотив орнамента — розеты в квад­ратах — расположен на горизонтальной прямой, деля­щей крышку пополам.

Размечаем рисунок карандашом, линейкой и цирку­лем или через копировальную бумагу. Переводим толь­ко самое основное — ось симметрии, три розеты и линии, ограничивающие величину квадратных ромбов.

Набирать узор можно двумя способами: «из-под скальпеля» или с помощью миллиметровой бумаги. < Начинаем инкрустировать с розет, которые заклю­чаем в квадратный ромб тонкой полоской соломки (1, 5—2 мм). Каждую сторону ромба, каемку декори­руем квадратиками различной величины. По углам ром­ба наклеиваем квадратик.

Полоски каемки притираем к плоскости: сначала кистью наносим раствор нитролака на небольшем участ­ке и быстро притираем полоску, затем раствором сма­чиваем следующую часть и так до тех пор, пока вся лента соломки не будет приклеена к плоскости.

Не следует кайму набирать из слишком длинных лент соломки, самая оптимальная длина — 200— 250 мм. Более длинные полосы следует делить на не­сколько частей, соединяя их каким-нибудь декоратив­ным элементом.

Чтобы научиться качественно работать, необходимо не один раз повторить набор цепочек из геометричес­ких и растительных элементов. Приемы работы в техни­ке инкрустации многообразны и применяются в зависи­мости от сложности рисунка, опытности автора и его художественного вкуса.

Технику инкрустации соломкой можно использовать в виде вставок для украшений изделий из дерева, декорированных резьбой или росписью.

На определенной плоскости выполняем геометри­ческую трехгранновыемчатую или контурную резьбу, покрываем морилкой и лаком НЦ.

Необходимо заранее в резном орнаменте определить место расположения соломенных элементов.

Роспись выполняем анилиновыми, гуашевыми, нитроэмалевыми красками. Готовую поверхность по­крываем лаком НЦ, затем наклеиваем полоски соломки и снова лакируем.

В росписи соломка используется обычно как вспо­могательный материал, а в сочетании с резьбой может составить основу орнамента.

Освоив на практике простейшие элементы набора инкрустации, попробуем составить простейшие орна­менты (см. вклейку).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.