Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью






Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. С незапамятных времен человек научился обрабатывать природные материалы: дерево, кость, камень, глину, кожу, шерсть, различные злаковые культуры, создавать из них прекрасные вы­сокохудожественные изделия. Потребность украшать свое жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремесел.

Инкрустация соломкой — интересный и своеобраз­ный вид народного декоративно-прикладного искусства. Если подходить строго к пониманию термина «инкру­стация соломкой», он не совсем точен. Техника инкру­стации соломкой проста: /на поверхность предмета на­клеиваются при помощи клея или лака мелкие пластин­ки соломки, чаще всего геометрической формы. Так что правильнее эту технику отнести к аппликации. Но уже издавна нанесение узора соломкой на дерево принято называть «инкрустация», а на ткань, бумагу — «ап­пликация». Вероятно, это потому, что зрительно воспри­нимая предмет, изготовленный из дерева и декорирован­ный соломкой, возникает ощущение, что тонкие пла­стинки соломки не лежат на плоскости, а врезаны в поверхность.

Приемами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. К сожалению, почти не сохрани­лись изделия, декорированные соломкой, но те немногие образцы, которые находятся в музейных коллекциях, датируются XVIII — началом XX век и говорят о широком распространении этого вида народного твор­чества. Можно предположить, что свое происхождение искусство инкрустации соломкой ведет от интарсии и мозаики, тетехник, которые применялись для украше­ния мебели и других предметов: в деревянную поверх­ность врезались мелкие кусочки дорогих пород дерева, кости, перламутра, металла,

Создавая необходимые предметы быта, деревенские мастера стремились украсить их. Вместо дорогих и редких материалов, например кости, использовали f- дешевую, доступную, но не менее красивую соломку.

В Польше, Чехословакии, России соломкой укра­шали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фото­графий, шкатулки, табакерки Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментирован­ные узором геометрического или растительного харак­тера, приобретали небудничную красоту и выразитель­ность.

Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. Создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, /крестьянин был и исполнителем и потребителем этого искусства, поэтому он в совершенст­ве знал особенности того материала, с которым работал! / а такие универсальные и доступные материалы, как дерево, солома, особенно умел ценить.

С древнейших времен признавалась исключитель­ная роль хлеба в жизни человека. В хлебе отразились трудолюбие, благополучие, народная фантазия. Сколько песен, легенд, загадок, поговорок сложили о хлебе. Человек ценил не только хлебный колос, но и стебель — прекрасный поделочный материал, из которого из­готавливал плетеные корзины, шкатулки, кублы для хранения зерна, муки, посуду, игрушки, подвесные украшения. До наших дней сохранились царские врата, виртуозно сплетенные из золотистых стеблей соломы безымянным белорусским мастером. Кажется, что имен­но в художественной обработке растительных материа­лов особенно проявились творческие возможности бело­русских мастеров.

Искусство инкрустации до недавнего времени быто­вало как домашнее увлечени нередко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно — в Литве, на Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Кировской, Горьковской и других областях.накопленный поколениями опыт, изучение и развитие определен­ных приемов и техники изготовления подняли это ремесло на высокий уровень

В Белоруссии инкрустацшг соломкой как художест­венный промысел существует с середины 50-х годов. В г. Жлобине Гомельской области супруги Михаил Васильевич и Вера Никодимовна Дехтяренко организова­ли небольшой участок из четырех человек и за годы своей творческой деятельности передали опыт сотням учеников. Шкатулки различных форм, чернильные приборы, ларцы, вешалки для полотенец, декоративные панно, авторами которых были Дехтяренко, украсили незамысловатый послевоенный быт. Кропотливо изучая традиционные орнаменты ткачества, вышивки, постигая технические возможности материала, мастера сумели найти сувенирный и утилитарный ассортимент, спосо­бы его декорирования, разработали новую техноло гшр.

В 60— 70-е_годы промысел начал развиваться особен­но интенсивно. Белорусская соломка получила широкую известность и популярностьне только в республике. В промысел пришли работать молодые талантливые художники. Много новых приемов и элементов внесли в традиционное искусство Т. А. Алексеева, В. П. Ко­тов и др.

В это же время начинает развиваться производство инкрустированных изделий на Брестской фабрике су­вениров. Здесь использовалась та же технология, те же грунты, но художественное оформление бытовых и деко­ративных предметов по своему образному решению значительно отличалось от жлобинских.

(Несмотря на постоянное совершенствование компо­зиционных приемов инкрустации, художественной выразительности, эта техника таит в себе еще много неиспользованных возможностей, которые постепенно раскрываются и осваиваются мастерами и художникамиЛ Примером может служить творчество народных мастериц В. И. Гаврилюк, Е. М. Русакович, Н. М. Пилюк, художниц JI. Ш. Валеевой, JI. О. Малаховой и многих других.

В последнее десятилетие в Белоруссии появилась возможность изучать техники аппликации и инкруста­ции в Бобруйском, Гомельском и Кобринском профес­сионально-технических училищах.

Задача книги — сделать это творчество доступным, ПОМОЧЬ будущему мастеру, художнику в овладении удивительным ремеслом. Инкрустатор должен знать приемы декорирования, свойства соломки, уметь вы­брать материал, обладать ' художественным вкусом, изучать богатейший опыт старших поколений и наших современников.

В связи с тем что техника инкрустации соломкой связана с обработкой дерева, то ее лучше всего осваи­вать в кружках, студиях, школах, где есть специальное оборудование, материалы и имеется возможность изго­товить основу изделия. Аппликация соломкой более доступна для самостоятельного овладения этим мастер­ством.

Опыт высококвалифицированных мастеров поможет быстрее освоить технологию, будет способствовать росту интереса к самому процессу инкрустации соломкой, постижению тайн ремесла,

Чтобы закрепить навыки в выполнении различных приемов, познакомить с помощью какого инструмента можно выполнить ту или иную операцию, дать пред­ставление о многообразии художественных решений, текст сопровождается рисунками, фотографиями. Ил­люстрируются самые характерные приемы оформления изделий декором из соломки.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.