Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собирание вещественных доказательств экспертом






Закон устанавливает, что эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования (п.2 ч.4 ст.57 УПК). В данном предписании закона ключевыми являются понятия «собирание» и «материалы».

Выше мы уже рассмотрели, что собирание вещественных доказательств включает их поиск, обнаружение, фиксацию и сохранение.

В статье 57 УПК не раскрывается понятие «материалы». Но если мы обратимся к ст. 199 УПК РФ, то в ч.1 ее сказано, что при производстве экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы необходимы для ее производства. Таким образом, можно сделать вывод, что под материалами понимаются объекты экспертного исследования. Это подтверждается еще тем, что в заключении эксперта указываются объекты исследований и материалы, направленные для производства судебной экспертизы (п.7 ч.1 ст.204 УПК РФ). А в соответствии со ст.10 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, живые лица, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Следовательно, эксперт не вправе собирать вышеперечисленные материалы.

А между тем, на практике достаточно проблематичен запрет эксперту самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования, т.е. осуществлять их поиск, обнаружение, фиксацию и сохранение.

С этой точки зрения, очень показателен случай, приведенный В.Н.Маховым. На повторную экспертизу был представлен обнаруженный на месте убийства кусок сгоревшей бумаги. Применив самые современные методы, эксперт опроверг вывод первоначальной экспертизы о невозможности восстановления текста и типа бумаги. Было установлено, что это часть газетного листа с текстом на английском языке. Переведя этот текст, эксперт по его содержанию пришел к выводу, что это канадская газета. Определив примерное время ее выхода, эксперт, проявив инициативу и настойчивость, в библиотеке нашел газету, где был напечатан выявленный текст. Результаты работы эксперта имели важное значение для раскрытия преступления. Это явный случай выхода эксперта за пределы своей компетенции.

В некоторых случаях эксперт целенаправленно собирает материалы для производства экспертизы, что предусматривается методикой экспертизы или экспертным заданием.

Например, получив на исследование пистолет со сломанным бойком, эксперт вынимает боек из аналогичного пистолета, имеющегося в натурно-справочной коллекции, и производит отстрел патронов с использованием этого бойка, что исходя из методики баллистической экспертизы, обязательно фиксируется в заключении эксперта.

В некоторых случаях, методикой экспертизы предусмотрено собирание объектов для исследования их другими экспертами.

Например, при судебно-медицинском исследовании из трупа могут быть взяты какие-либо части, внутренние органы и ткани, кровь, моча и т.п. для последующих гистологических, химических и других исследований.

Кроме того, вещественные доказательства зачастую обнаруживаются в ходе производства судебных экспертиз, особенно когда они ввиду своих свойств не могут быть восприняты и воспроизведены следователем непосредственно или с помощью специалиста имеющимися у них технико-криминалистическими средствами, а могут быть обнаружены только в лабораторных условиях при специально проводимых исследованиях, что предусматривается экспертным заданием. Так, при обыске в квартире сбытчика наркотиков последние обнаружены не были. В связи с этим следователь изъял ряд предметов, которые могли использоваться преступником для обработки и хранения наркотиков. Экспертиза микрообъектов, выявленных в изъятой ступе, установила, что они являются частицами коробочек мака, а химический анализ следов рук подозреваемого, обнаруженных на изъятых предметах, показал, что они оставлены после соприкосновения с опием-сырцом.

Поэтому было высказано предложение, что эксперт вправе представлять следователю обнаруженные им доказательства только в случаях, когда они выявлены им случайно и не оказывают влияние на его заключение.

С нашей точки зрения это не решение проблемы, требуется законодательное разрешение эксперту собирать материалы для производства судебной экспертизы, во-первых, либо в некоторых очень ограниченных случаях, связанных со спецификой объекта исследования:

1) приведение объекта в рабочее состояние, с использованием аналогичных объектов из натурных коллекций;

2) при судебно-медицинском исследовании трупа – изымать части тела, органы и ткани для гистологических, химических и других исследований;

3) для выявления латентных объектов на представленных на исследование предметах с целью определения их свойств и признаков.

Либо, во-вторых, разрешить эксперту собирать материалы для производства экспертизы, если это предусматривается: а) методикой экспертизы; б) экспертным заданием, что полностью соответствует полномочиям следователя, предусмотренным ст. 38 УПК РФ.

Этот вариант, с точки зрения автора, является наиболее предпочтительным, поскольку методики экспертных исследований постоянно совершенствуются, появляются новые, позволяющие исследовать объекты ранее недоступные, и обеспечивающие надежное сохранение исходной информации о них.

И в тоже время выборочный опрос, проведенный автором, показал, что прокуроры и руководители экспертных подразделений однозначно выступают против второго варианта. А вот первый вариант получил одобрение большинства вышеуказанных лиц как применяющийся на практике.

Таким образом, насущные интересы практики требуют изложить

п.2 ч.4 ст.57 УПК в следующей редакции: «самостоятельно собирать материалы для экспертных исследований, за исключением случаев, когда это необходимо для приведения объекта в рабочее состояние, с использованием аналогичных объектов из натурных коллекций, или для выявления латентных объектов на представленных на исследование предметах с целью определения их свойств и признаков».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.