Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие вещественных доказательств






Е 302

Собирание вещественных доказательств: понятие, содержание, направления совершенствования: Монография. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2005. - 112 С.

 

В монографии изложены понятия вещественных доказательств и их собирания. Даны основные направления совершенствования собирания вещественных доказательств и раскрыто их содержание.

Предназначено для студентов юридических факультетов и ВУЗов, а также практических работников правоохранительных органов.

 

УДК 343.146

ББК Х629.42

 

 

© Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2005

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Познание истины по уголовному делу развивается от неполного и неточного знания в начальный период расследования к более полному и точному знанию о событии преступления к завершающему его этапу. Поскольку преступления к моменту расследования являются уже событиями прошлого, то проверяются они только доказательствами, т.е. процессуально закрепленными сведениями, подтверждающими, что исследуемый факт имел место в прошлом. Из этой посылки и вытекает особое значение доказательств, которые выступают в качестве посредника, связующего звена между субъектом, расследующим или разрешающим дело, и познаваемым объектом (правонарушением).

С содержательной стороны работа с доказательствами, в том числе и с вещественными, представляет собой процесс доказывания. На доказывание, как и на любую познавательную деятельность, распространяются все общие закономерности, изучаемые гносеологией. Тем не менее, доказывание по уголовному делу имеет специфику, отличающую его от других видов познания, поскольку процесс доказывания регламентирован законом и протекает в соответствующей процессуальной форме.

В литературе этот процесс доказывания принято делить на этапы или элементы. Было высказано мнение, что наименование «этапы» неудачно, поскольку наводит на мысль о чередовании и предполагает их разрыв во времени; кроме того, смена одного этапа другим определяется той стадией уголовного процесса, на которой осуществляется доказывание. Поэтому обратимся к этимологии слов «этапы» и «элементы».

Слово «этап» в русском языке имеет несколько значений, одно из которых - «отрезок времени в развитии какого-либо движения, процесса». А одно из значений слова «элемент»: «составная часть какого-либо сложного целого». Более правильным представляется деление процесса доказывания на элементы, поскольку этот процесс неразрывный, в котором элементы могут не только чередоваться, но и периодически повторяться. Но в процессуальной и криминалистической литературе используются и тот, и другой термины, зачастую одновременно, при этом один из них берется в кавычки. В данной работе мы будем пользоваться и тем, и другим терминами, - так уж исторически сложилось,

Процесс доказывания делят на различное количество элементов. Так, Н.А.Селиванов выделяет два: собирание и использование доказательств, причем, в использование он включает их исследование, оценку и применение. Эта точка зрения была подвергнута вполне обоснованной критике.

Е.А.Доля и Ю.К.Орлов вычленяют три элемента: собирание, проверку и оценку доказательств. Причем с точки зрения Ю.К.Орлова, такое деление практически общепризнанно. Эта точка зрения наибольшее распространение получила среди процессуалистов, поскольку данные элементы работы с доказательствами содержатся в уголовно-процессуальном законодательстве. В некоторых случаях слово «проверка» заменяют «исследованием», что с нашей точки зрения представляется более верным.

А.Р.Ратинов процесс доказывания делит на следующие, «органически связанные между собой» четыре элемента: собирание доказательств, их закрепление, проверку и оценку. Он к трем содержащимся в законе элементам добавил еще один – закрепление, без его расшифровки. Также без расшифровки этот элемент приведен в ряде постановлений пленумов Верховного Суда РФ. Представляется, что закрепление входит в собирание.

Сразу возникает вопрос: доказательства собираются и исследуются только для того, чтобы их оценить? В свое время Р.С.Белкиным справедливо было отмечено, что доказывание как специфическая познавательная деятельность есть в конечном счете оперирование доказательствами. Поэтому к трем элементам - собирание, исследование и оценка доказательств - он в 1967 г. в процесс доказывания добавил еще один – использование. Аналогичного мнения придерживается и А.Р.Белкин.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 85 определяет, что доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. И в то же время редакция ст. 89 косвенно признает такой элемент как использование доказательств.

Поэтому можно сделать вывод, что регламентированный законом процесс доказывания состоит из собирания, исследования (проверки), оценки и использования доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Собирание доказательств - первый, содержащийся в законе и поэтому общепризнанный элемент работы с доказательствами. Поскольку элементы собирания доказательств законом не определены, то взгляд на его содержание не однозначен. Разработке данного вопроса применительно к вещественным доказательствам и посвящена наша работа

Доказательства – это объективно-субъективная категория. Объективная сторона доказательств заключается в том, что их основой являются факты объективной действительности, возникающие и существующие независимо от сознания субъекта, их познающего. Субъективная же сторона доказательств в том, что они - отображение вышеуказанных фактов в сознании познающего субъекта и последующего преобразования полученных сведений в предписанную законом форму. Отсюда доказательства следует рассматривать как единство фактов, их источников и процессуальной оболочки. И отсутствие любого из этих элементов влечет ничтожность доказательств.

Выделяют от трех до шести оснований деления доказательств на виды. Наиболее общей является классификация по источникам формирования доказательств. Иногда ее называют классификацией по механизму формирования и использования, или по способу формирования.

По источникам формирования доказательства принято делить на личные и вещественные. Преступник (его действия, орудия преступления и т.п.), вступая во взаимодействие с окружающей средой, отображается в виде информации в сознании людей или на материальных объектах. Исходя из этого, если информация отображается в сознании людей она относится к личным доказательствам, если на материальных объектах – к вещественным. Некоторые авторы выделяют еще смешанные доказательства, главными из которых являются заключения экспертов. Выделение смешанных доказательств представляется неправомерным, поскольку как образно было замечено: язык исследуемого вещественного доказательства – это язык исследующего его эксперта, т.е. заключение эксперта является личным доказательством, поскольку информация отображается в сознании эксперта и интерпретируется им.

Деление доказательств на личные и вещественные означает разграничение природы сигнала и знака, позволяет практически дифференцировать вещественные и личные источники и базовые методики оперирования ими, т.е. правомерно выделить в особую группу методики собирания и исследования вещественных доказательств. Это обеспечивает правильный выбор технических и тактических средств работы с источниками, выбор специалистов, определение методов назначения, проведения и использования экспертиз. В конечном счете, именно разграничение доказательств на вещественные и личные предопределяет обязательные условия выбора и наиболее эффективного использования технологических схем работы с источниками доказательств.

 

 

ПОНЯТИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.