Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Оттенки звука






    Теория

     

    В этой главе мы изложим основы теории, описывающей свойства обертонов. Теория помогает удовлетворить естественное исследовательское любопытство, отвечая на вопрос, что стоит за этим удивительным явлением. Однако практика в этом отношении незаменима: чтобы разобраться в том, что такое обертоны, надо их слушать или петь. Лучший путь к пониманию свойств обертонов лежит через непосредственный личный опыт. Так что, читая книги по данной теме, не забывайте: это всего лишь подготовка к настоящему обучению. Обертоны следует изучать на опыте. Опыт — лучший учитель. Мир обертонов — это своего рода иная реальность, в которую нужно погрузиться с головой, чтобы постичь ее истинное значение.

    Ответы зависят от того, как мы формулируем вопросы. Например, если вы спросите, почему слезы соленые, вам в ответ могут рассказать о химическом составе слез и о том, как работают наши вкусовые рецепторы. Но если вы спросите, из-за чего слезы соленые, вам могут поведать о функции слез как одного из защитных механизмов тела. Погружаясь в мир обертонов, следует иметь это в виду. Что именно нас интересует — форма или функция?

     

    Несколько научных терминов

    Что нужно для того, чтобы извлечь звук? Эластичный материал (например, гитарные струны), источник энергии, необходимой для того, чтобы привести этот материал в колебательное движение (пальцы гитариста), и среда, в которой полученный звук сможет распространяться. Такой средой является окружающий нас воздух, а также ткани тела и воздух, содержащийся в его полостях. В нашем примере средой, усиливающей вибрации, служит также деревянный корпус гитары.

    Скорость звука в воздухе составляет от 300 до 336 метров в секунду (в зависимости от температуры и влажности).

    Наше восприятие звука, или тона, определяется рядом его свойств. Одно из этих свойств — частота вибрации, то есть количество полных циклов колебательного движения, совершаемых источником звука за одну секунду. Единица измерения частоты — Герц (Гц), количество колебаний в секунду.

    Второе свойство — высота тона. Играя на струнных инструментах, исполнитель прижимает струны к грифу пальцем в различных местах, чтобы получить звук той или иной высоты. Система тонов составляет музыкальный звукоряд (с-сС-е-т-д-а-п-с, или до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до).

    Амплитуда — это мощность энергии, необходимой для получения данного звука. Амплитуда измеряется в децибелах и может иметь значения от 0 до 120. Ее также называют громкостью. Однако громкость воспринимается крайне субъективно: для извлечения некоторых тонов требуется больше энергии, чем для других, при одинаковой громкости, и одни люди способны слышать очень высокие или очень низкие звуки, а другие нет (что, кстати говоря, не всегда свидетельствует о расстройствах слуха).

    Самый низкий тон, доступный человеческому уху (подразумевается средний человек с хорошим слухом), — 20 Гц (колебаний в секунду) при длине волны 16, 78 метра. Самый высокий слышимый тон — около 20 000 Гц при длине волны 17 сантиметров. К сожалению, в наши дни многие молодые люди портят себе слух громкой музыкой. Звукотерапевтические тесты показывают, что более 70% молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет не способны воспринимать частоты выше 17 000 Гц. Это очень прискорбно, поскольку именно высокие частоты не только определяют богатство и насыщенность звука — отличительную особенность человеческого голоса (тем же нарушением слуха, между прочим, обьясняется и то, что многие молодые люди сейчас говорят «плоскими», невыразительными голосами), но и содержит особый тип жизненной энергии, необходимый всем нам для хорошего самочувствия. Очищенные звуки высокой частоты используются в звукотерапии*. Они насыщают тело и душу энергией и способствуют лечению различных заболеваний.

    Резонанс — хорошо всем нам знакомое явление. Его мошь можно ощутить, стукнув по крышке рояля камертоном, как это наверняка делал ваш учитель музыки в школе, или оказавшись на мосту в то время, как по нему в ногу шагает большая группа людей. Восприятие музыки и отдельных звуков во многом определяется резонансом. От него же зависит качество концертных залов: планировка здания должна обеспечивать хороший резонанс.

    Чтобы возник резонанс, необходимы источник колебаний, будь то музыкальный инструмент или молния в небе, и резонирующий материал, — например, корпус скрипки или даже стены и оконные стекла дома, отзывающиеся на мощные вибрации грома или пролетающего самолета.

     

    Звукотерапия — методика, изобретенная французским ученым Альфредом Тома-тисом и получившая развитие в трудах Патрисии Джудри (США) и Инго Штейнба-ха (Европа).

    Резонанс более высокого уровня — это взаимодействие всех музыкантов оркестра. Чтобы мы услышали гармонию, музыканты должны «настроиться» друг на друга и повиноваться указаниям дирижера. А дальше все зависит от удачи.

    Об этом явлении хорошо рассказывается в книге Джона Даймонда «Жизненная энергия в музыке» (John Diamond. The Life Energy in Music, I, II, III. Archeus Press, 1981).

     

    Первичные звуки

    Необычное явление в мире чистых обертонов и резонанса открыл профессор Арнольд Кейзерлинг из Вены (Австрия). Он назвал его «первичными звуками». Это особый музыкальный звукоряд, ранее никогда не использовавшийся в западной музыке. Ученик Кейзерлинга Ральф Лоузи усовершенствовал этот звукоряд и создал музыку на его основе. Особенность и уникальная мошь первичных звуков заключается в том, что они точно настроены на базовые энергии человеческого тела — энергии чакр и некоторые альфа-ритмы головного мозга. Входя в резонанс с музыкой, эти энергии усиливаются, что вызывает исключительно мощные, подчас невероятные ошушения. Слушатель буквально ошушает вибрацию звука в различных частях своего тела. Лоузи называет эту процедуру «настройкой жизни» — и он совершенно прав! *

     

    Подробнее о «первичных звуках» (PrimaSounds) см. дискографию и список литературы.

     

     

    Древние китайцы, индийцы и греки открыли гармоники — сложные гармонические колебания, которые совершает каждый точно настроенный музыкальный инструмент, а также голосовые связки человека. Эти гармоники — определенные частоты, следующие друг за другом в определенном порядке, — придают отдельным звукам и музыке в целом насыщенность и богатство красок. Они непосредственно связаны со всеми природными соотношениями частот на нашей планете и во всей Вселенной.

     

    В музыке и пении естественные гармоники воспринимаются как приятные, успокаивающие, ласкающие слух, в отличие от диссонансных или хаотичных звуков, по природе своей неприятных и тревожащих. Это справедливо не только для людей, но и для животных и растений.

     

    Последовательность естественных гармоник определяется строгими математическими соотношениями (основной тон + обертоны). Именно поэтому их вибрации в буквальном смысле восстанавливают порядок в нашем организме, тем самым значительно улучшая самочувствие. Более того, гармоники, особенно высокочастотные, оказывают прямое целебное действие — или, точнее говоря, создают благоприятную среду, способствующую естественному исцелению тела и разума.

    И в заключение рассмотрим еше один термин — тембр, или окраска звука. Одни инструменты и голоса производят более сложные или более гармоничные обертоны, чем другие. По тембру можно определить, какого рода инструмент издает данные звуки: именно таким образом мы отличаем инструменты друг от друга, даже когда они звучат на одинаковой высоте.

    Таким образом, естественные гармонические обертоны определяют «оттенки» звуков и музыки.

    Звуки, лишенные гармонических обертонов, — пустые, тусклые и холодные. В природе они почти не встречаются; их можно получить только с помощью электронной аппаратуры. Если записать звуки различных музыкальных инструментов — например, фортепиано, флейты и гитары, — а затем с помошью специального оборудования очистить их от всех естественных гармонических обертонов, мы больше не сможем отличить их друг от друга: все инструменты будут звучать одинаково.

     

    На заре компьютерной звукозаписи возможности адекватно оцифровывать весь диапазон многообразных гармонических обертонов еше не было.

     

    В результате получалась «холодная» музыка, не имеющая ничего общего с оригинальным звучанием. Но с тех пор технология шагнула далеко вперед, и на музыкальных компакт-дисках теперь получаются действительно высококачественные записи*. Аналогичным образом в 60-е годы XX века электронная музыка звучала холодно и плоско, но в наши дни электронные музыкальные инструменты усовершенствовались и дают прекрасный звук, богатый гармоническими обертонами**.

     

    Качество мини-дисков (МЭ) пока оставляет желать лучшего; они не позволяют сохранять в записи многие необходимые частоты.

    Научные статьи, посвященные обертональному пению, можно найти в Интернете на сайте www.boventonen.nl.

     


     

    3 АКУСТИКА или ЭЛЕКТРОНИКА? —






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.