Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. Анализируя голоса таких признанных мастеров вокала, как Лучано Пава-ротти или СелинДион, вы непременно обнаружите в них прекрасный и гармоничный спектр






 

Анализируя голоса таких признанных мастеров вокала, как Лучано Пава-ротти или СелинДион, вы непременно обнаружите в них прекрасный и гармоничный спектр обертонов. Именно спектром обертонов определяется качество голоса.

С древних времен тувинские мастера хранят традиции обертонального пения. Обертональное пение (называемое также горловым и би-фоническим) — это такая разновидность вокала, при которой в голосе одновременно слышатся основной тон и один или несколько обертонов. Основным тоном служит монотонное носовое гудение на постоянной высоте, а мелодическую линию проводят обертоны, звучащие в более высоком регистре. В некоторых стилях обертонального пения исполнитель добавляет тональную окраску к основному тону, благодаря чему создается эффект трех голосов. Говорят, что обертоны в горловом пении имитируют звуки природы — такие, как ветер в горах или шум быстрой реки.

 

Стили пения*

В Туве сохраняется множество различных стилей обертонального пения. В каждом стиле выделяется несколько техник.

 

Большая часть информации, приведенной в этой главе, взята из листовки к компакт-лиску «ТУВА: Отголоски мира духов» (TUVA, Echoes from the spirit world, см. дискографию). Автор текста выражает признательность составителям серии Pan Ethnic.

 

Хоомей — название обертонального пения вообще, а в некоторых районах Тувы также наименование особой разновидности обертонального пения — «срелневысокого горлового пения», которое в других районах носит название борбанналыр. Там, где вместо «борбаннадыр» используется термин «хоомей», словом «борбаннадыр» обозначается мелодическая декламация текста песни, предшествующая ее исполнению в стиле каргыраа (см. ниже).

Опей-хоомей («колыбельная хоомей») — хоомей в ритме колыбельной. Иногда эту разновидность горлового пения называют тонмес-хоомей

(«бесконечный хоомей»).

Каргыраа («рычание») — очень низкое горловое пение, с долгим дыханием и открытыми гласными. Чаще всего в этом стиле исполняют песни со словами. Название «каргыраа» — омоним звукоподражательного слова, означающего «откашливаться».

Хову-каргыраази («степное каргыраа») — каргыраа, исполняемое всадником, скачущим по степи таким образом, чтобы ветер дул ему прямо в лицо.

Певец особым образом складывает губы, благодаря чему ветер усиливает звучание гармоник.

Даг-каргыраази («горное каргыраа») — каргыраа, исполняемое в горах. Певец вызывает эхо и вторит ему голосом. По ритму и тембру горное кар-гыраа отличается от степного.

Хелбиг-каргыраази («каргыраа с веером») — каргыраа, при исполнении которого певец непрерывно помахивает веером у рта. Циркуляция воздуха, которую поддерживают взмахи веера, производит особые звуковые эффекты.

 

 

 

Сыгыт («свист») — высокое обертональное пение, напоминающее звуки флейты или свистка и обычно сочетающееся со словами. Песни в стиле сыгыт, как правило, начинаются с основного тона без обертонов. В конце строки или строфы мелодический рисунок завершается долгим основным тоном, на который накладывается вторая мелодия в более высоком регистре.

Борбаннадыр (от борбанна — «катить, перекатывать») — стиль, в котором основной тон звучит в басовом или баритональном регистре. Эта разновидность горлового пения отличается пульсирующим, асимметричным ритмом; непрерывное дыхание чередуется с прерывистым. Борбанналыр исполняется в несколько более высоком регистре, чем каргыраа, и с более выраженным носовым резонансом.

Эзенгилээр (от эзенги — «стремена») — пение с быстрыми колебательными движениями губ, благодаря которым поверх низкого основного тона образуются «трепещущие» обертональные мелодии. Для этого стиля характерен пульсирующий, быстрый, асимметричный ритм, напоминающий конский галоп. Песни в стиле эзенгилээр обычно исполнялись верхом на лошади.

Чиландык (от чиландык — «сверчок») — стиль, сочетающий в себе черты сыгыт и каргыраа, чередующий высокий регистр с низким.

Думчуктаар («из носа») — обертональное пение через нос; рот певца остается закрытым.

Канзып — особая разновидность обертонального пения, предназначенная

для людей в печали или трауре. Ее название, вероятно, происходит от глагола канзыр, означающего «скулить» (как собака) или, в переносном смысле, «досаждать».

Сыгыт и каргыраа подходят для исполнения песен со словами. Остальные стили предназначены только для пения без слов.

Тувинские певцы чаще всего используют гармоники от шестой до двенадцатой, а особо искусные мастера горлового пения способны брать обертоны вплоть до восемнадцатой гармоники.

Пожилые, опытные мастера обычно развивают собственный стиль или технику. Чем больше опыт, тем легче осваивать новые приемы. Нередко новый стиль называют в честь того, кто его изобрел, но существует и немало безымянных стилей, в которых не поет никто, кроме их создателя. В различных районах Тувы отдают предпочтение разным манерам горлового пения. Легче всего овладеть стилями хоомей, сыгыт и каргыраа. Того, кто не освоил пять основных стилей {хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр и борбанна-лыр), даже не признают хорошим певцом. Канзып и чиландык— это тайные стили: пение в этих манерах можно услышать только от тувинцев, хотя рассказывать и писать о них никому не запрещается. Аудиозаписей песен в этих стилях не существует.

Сами тувинцы убеждены, что пение хоомей зародилось в Туве, поскольку именно на территории этой республики сохранилось большинство

его стилей и разновидностей. Монгольские певцы якобы переняли горловое пение у мастеров родом из Тувы, живших в западной (алтайской) части Монголии, неподалеку от тувинской границы.

В сыгыт и родственных ему стилях песни исполняются в высоком регистре, в каргыраа и родственных ему стилях — в низком. Для остальных стилей (за исключением чиланлык) характерен средний регистр.

Пение хоомей — живая традиция. Школ, в которых специально обучали бы такому пению, не существует: дети перенимают это искусство у отцов и дедов. В каждом из четырнадцати районов Тувы насчитывается не менее двух сотен опытных мастеров горлового пения.

Вплоть до недавнего времени пением хоомей сопровождались главным образом далекие путешествия верхом на лошади или верблюде, и этим искусством владели исключительно мужчины. Считается, что оно тесно связано с религиозными воззрениями тувинцев и с их представлениями о природе.

Родственные стили пения встречаются в близлежащих областях Центральной Азии (в Монголии, на Алтае, в Хакасии), а также в Башкирии (к юго-западу от Уральских гор). Алтайский стиль горлового пения (кай) схож по звучанию с каргыраа.

 

Краткая история

О гармонических обертонах в 20-е годы XX века писали некоторые суфийские учителя. На Западе

мастера обертонального пения появились лишь в последние несколько

десятилетий. Одним из первых стал

немецкий композитор Карлхайнц Штокгаузен. В наши дни широкую известность приобрел «Гармонический хор», выступавший с концертами по всему миру. Серьезными

исследованиями обертонального пения занимается американец Джонатан Голдмен, обучавшийся у тибетских монахов и других мастеров этой разновидности вокального искусства. Из европейских обертональных певцов следует отметить Джилл Перс (Великобритания) и Михаэля Феттера (Германия), а также нескольких выдающихся нидерландских мастеров: Дании Бехера, Борга Груневельда, группу

«Баррамунди» и, разумеется, тех, благодаря кому увидело свет это издание, — Винсента Вролейка, Эвелину Линсотен и Хенка Версюра. И в заключение нельзя не упомянуть исследователя Джошуа Лидса, автора великолепной книги «Сила звука».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.