Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика Возрождения и Нового времени






Эпоха Возрождения стала настоящим триумфом в развитии риторики, что объяснятся возрождением античного идеала человека.

Риторический ренессанс связан с такими именами, как Данте, Петрарка, Латини, Бруни. Создатели новой поэзии считали, что занятия языком необходимы в целях формиравания личности. Кумиром итальянского Возрождения стал Цицерон – оратор, писатель, философ – сильная динамическая личность.

Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также восторгов, связанных с поэзией эпохи Возрождения появляются риторики на национальных языках.

В связи с развитием национальных языков появляется искусство перевода, где используется риторика, особенно в украшении текста. Национальные языки всё больше влияют на художественную литературу, где цель писателя - при помощи слов ярко представить воображаемый мир, отличный от реального. Вот почему риторика получает новое, ещё более далекое от убеждения третье определение:

«Риторика есть икусство украшения».

Именно в этих риториках троп и фигура речи берутся не из античности, а из произведений современных 16 веку французских драматургов — Ронсара, дю Белле, Баифа, Робера Гарнье.

И, если Собонна в 16 веке – еще цитадель латинизма, то в Коллеж де Франс преподаватели начинают читать лекции на французском языке и риторика оказывает, в этом деле, существенную поддержку.

Для Нового времени (конец XV – начало XX вв.) характерен расцвет поэтики, теории литературы, стилистики, теории фигур, элокуции, происходит раз­витие собственных риторических доктрин.

Отметим, что до XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрожде­ния, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится королев­ское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разра­ботку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перево­да.

Реформистская риторика становится наиболее влиятель­ной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обуче­ния дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создают­ся салоны и частные академии, развиваются частные виды крас­норечия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются ди­алекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.

Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстро­го развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фак­тор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная Формула «искусство мыслить — искусство говорить — искусство писать».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.