Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Почему нам суждено жить в эпоху нарастающих техногенных катастроф, обусловленных «человеческим фактором»






Почему нам суждено жить в эпоху нарастающих техногенных катастроф, обусловленных «человеческим фактором»

 

В последнее время средства массовой информации все чаще и чаще показывают нам как где-то что-то рушиться, горит, падает, бьется, тонет и т.д. При этом при их объяснении основное внимание уделяется проблеме изношенности и старения различных технических систем. Безусловно, эти проблемы важны и их необходимо решать. Однако в техногенных катастрофах все чаще и чаще стали говорить о пресловутом «человеческом факторе». А вот этот фактор из-за его не осознания и недооценки имеет весьма трагическое долгосрочное последствие не только для отдельных групп людей, но и для выживания всего народа и государства.

Так, еще в 2005 году президент РФ В.В. Путин озвучил следующие страшные цифры: за последние 10 лет на дорогах России погибло 330.000 человек. При этом различные травмы получили где-то около 2.5. млн. человек! Только за один 2004 год на наших дорогах погибло 35.000 в т.ч. 250.000 получили различные травмы. Последние статистические данные о ЧП на дорогах показывают, что несмотря на все принимаемые меры эпидемия дорожных травм и смертей только нарастает.

И не удивительно, что данная трагедия является предметом обсуждения на различных уровнях власти, в т.ч. в средствах массовой информации. Например, проблема техногенных катастроф активно обсуждалась на «Радио России» 6.12.2005. Обсуждалась с участием докторов наук, слушателей и журналистов. И у меня, как специалиста по развитию человека на этапах дошкольного и школьного воспитания и обучения, вызывает грусть и тоску прозвучавший набор мнений. Во-первых, проблема, как всегда, обсуждалась поверхностно, типа «лучше надо работать», «надо повышать госконтроль» и т.д. Во-вторых, проблема обсуждалась не на основе добытых наукой корневых истоков «человеческого» механизма ее развития, а в рамках «ощущений», «мнений», т.е. в присущем современной политической системе и средствам массовой информации режиме уличного «плюрализма».

Безусловно, и работать нужно всем лучше, и повышать нужно эффективность госконтроля. Но все это сиюминутные «пожарные» мероприятия. Истоки же «пресловутого человеческого фактора» и в трагедиях людей на дорогах, и в других техногенных катастрофах, оказались гораздо более глубокими и более трагическими по своим долгосрочным последствиям. О чем идет речь?

Известно, что на транспорте (на воде, земле, в воздухе и т.д.) в современный век скоростей возникали и будут возникать ситуации риска. При этом благоприятный выход из них зависит, прежде всего, от точной и адекватной реакции всех участников, оказавшихся в данной ситуации риска. Речь идет о скорости и адекватности восприятия и оценки данной угрожающей ситуации, о скорости принятия решения, а так же о точности последующих оперативных действий. В конечном счете, речь идет о чувственно-моторных, координаторных и моторно-реактивных (эргономических) способностях тела. Способностях, которые могут быть сформированы только на этапах детства при помощи специальных приемов воспитания зрелого моторно-реактивного тела.

Известно, что основной доминантой образа жизни сменяющих друг друга поколений народа является учебный процесс в школе и дома. При этом известно и то, что этот так называемый учебный процесс выстроен на основе тотального закрепощения в обездвиженности тела, его «запротезированностью» и буквальной прикованностью к «седалищам». И вся эта «запротезированность» тела дополняется глубокой «безрукостью».

ü Речь идет о постоянном выключении в процессе развития детей телесной вертикали – как краеугольного камня, на котором выстраивается вся система баланса и базовый механизм локализации и координации в гравитационном пространстве.

ü Речь идет о постоянном закрепощении на узком буквально точечном пространстве книг (тетрадей) ориентировочно-поисковых движений головы и глаз, как системы автоматического сканирования 3-хмерного пространства мира. В конечном счете, речь идет о формировании устойчивого моторно закрепощенного костного стереотипа тела и суженного до точки стереотипа мировосприятия.

Выполненные под нашим руководством исследования (В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, В.Д.Штефанова и др.) выявили трагические последствия такого так называемого образования (а по сути воспитания) детей на ориентировочно-поисковые и моторно-активные реакции тела, головы, ног, рук. Установлено, что при таком воспитании детей мы запустили процессы демонтажа всей произвольно-волевой, ориентировочно-поисковой, пространственно–координаторной «конструкции» психомоторного тела. Речь идет о системной рассогласованности («разборке») некогда скоординированного собранного («соборного») телесно-чувственного тела («храма» - в духовных учениях). «Собранного» в плане совместной синхронной работы органов чувств, всех систем жизнеподдержания, в т.ч. непроизвольного и произвольного моторного тела. В итоге на протяжении уже ряда сменяющих друг друга поколений мы продолжаем жить и работать в режиме необратимого угасания (а точнее уже эволюционно значимой атрофии) ориентировочно поисковых реактивно-моторных и локализационных способностей тела.

Речь идет об угасании и атрофии:

а) способности к быстрой и точной локализации объектов в 3-хмерном пространстве;

б) точности и скорости реакции тела, в т.ч. головы, глаз, рук, ног на внезапно возникающие угрожающие ситуации и особенно на быстро меняющиеся подвижные сценарии;

в) способности рассчитать и соизмерить необходимые произвольные и непроизвольные усилия тела, в т.ч. в острых ситуациях;

г) способности чувствовать (предвидеть) развитие причинно-следственных последствий возникших ситуаций.

Более того, выявлено, что при воспитании молодых людей «на седалищах» наступает размывание и эрозия эволюционно значимой синтетической связи между чувствами и движениями, размывание того сенсомоторного синтеза, который представлен в сенсомоторной области коры головного мозга. Речь идет о связке, которая, как установлено фундаментальными работами в области мозга (А.А. Хачатурян, 1988), вырвала нас из эмбрионального судорожно хаотического рефлекторно инстинктивного реагирования. Как выявили наши работы речь идет о размывании сенсорного контроля за целенаправленными движениями.

И, прежде всего, речь идет о размывании системной связки между органом зрения и рукой, органом зрения и ногой. В итоге точность соизмерения произвольного усилия (и особенно в экстремальных ситуациях) стала все больше и больше трансформироваться в судорожно-поисковую неопределенность, т.е. в психомоторный судорожный хаос.

В итоге дети (а затем и молодые люди, в т.ч. и взрослые) все больше и больше вынуждены обращаться к самым древним примитивным алгоритмом построения целенаправленных движений (усилий), основанных на судорожно-мобилизационном алгоритме «все либо ничего». Все это проявляется тем, что любые целенаправленные действия (тем более в момент опасности) стали трансформироваться в судорожно-моторный хаос. У детей, например, это проявляется все большим и большим судорожным напряжением тела (стрессом по Г. Селье) при письме. Внешним выражением данного синдрома есть чрезмерные статические напряжения мышц тела на фоне недопустимо низкого склонения детей над книгой – тетрадью.

Выявлено: по мере нарастания данного синдрома у молодых людей все больше и больше угасают операционно-моторные способности тела, в т.ч. способность к точным скоординированным действиям.

Установлено, что данный синдром неумолимо нарастает от поколения к поколению (В.Ф. Базарный, 1986-2006). При этом, этот синдром оказался механизмом нарастающего в поколениях того явления, которое определено на Западе как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот состояние мы определили как синдром эволюционно значимого угасания произвольно-волевых способностей, сопровождающейся трансформацией психической моторики в свою инфантильно-судорожную фазу (СУД).

И только с этих позиций и можно осознать подлинные истоки и механизмы зарождения и неумолимого нарастания в современной, воспитанной на «седалищах» цивилизации не только техногенных катастроф, но и психических эпидемий.

Речь идет об осознании, почему поколения, взращенные по законам «косности» и тугоподвижности тела и духа и видевшие мир чаще сквозь призму точечно-буквенной фиксации при взаимодействии с техническими средствами и, особенно на транспорте все больше и все чаще становятся первопричиной в запуске той либо иной техногенной катастрофы. И все это, похоже, только начало.

Ситуация была резко отягощена тем, что в 90-ые годы детские сады как воспитательные учреждения были трансформированы в детские дошкольные образовательные учреждения (ДДОУ), т.е. в школы. Вот почему уже в детском саду мы видим детей все чаще сидящих на стульчиках, на которых уже с 2 – 3 лет оформляется закрепощенный моторный динамический стереотип тела, все больше и больше теряющего координаторные способности, в т.ч. ориентацию во времени и пространстве.

Более того, жизнь на колясках стало нормой для большинства малышей. Фактически мы имеем поколение, у которого все больше и больше атрофируется то, что сделало нас не только человеком активно-моторным, но и человеком разумным, несущим на себе все координаторные и психомоторные функции – телесно-осевой баланс.

Так мы все стали не только свидетелями, но и «сотворцами» очередного сценария великого падения, которое похоже случалось с до Адамо-Евовскими цивилизациями.

И только с позиций всего отмеченного выше и можно осознать значимость разработанной под нашим руководством альтернативной модели строительства учебного процесса, опирающейся на поддержание в учебном процессе центрального осевого баланса, с которого развиваются все координаторные способности – прямохождение и прямостояние. Сюда же относятся различные дидактические приемы строительства учебного процесса на основе поддержания постоянной зрительно-поисковой активности в 3х мерном пространстве.

Технические средства и технологии защищены 44 патентами на изобретения и товарные знаки. Награждены дипломами и золотыми медалями ВДНХ (ВЦ).

Программа утверждена и рекомендована во все школы РФ Минздравом РФ «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающее здоровье принципы конструирования учебно–познавательной деятельности в детских садах и школах». (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо), а также Госэпиднадзором РФ (№ 77.99.95.3.Т.000674.07.01)

Многолетний опыт показал, что внедрение данной программы не только является основой массовой первичной профилактики школьных форм патологии (сколиозов, близорукости, патологий сердечно-сосудистой системы и т.д.), но и в 4-6 раз повышает все реактивно-моторные и оперативно-эгрономические способности тела.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.