Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление книги на Руси в IX – XV в.в.






Рукописная книга – это, прежде всего, продукт высокого ремесла. Ее совершенству способствовало рано сложившееся разделение художественного труда, выделение различных профессий.

Материалом для письма до XIV в. служил в основном пергамен, носивший на Руси также название «харатья», «кожа», «телятина». В XIV в. некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге, которая полностью сменила пергамент в XV в.

Перед тем, как писать текст, писец разлиновывал страницы книги с помощью тупого металлического или костяного ножа, позднее (XV – XVI в.) свинцовым или оловянным карандашом. Сначала проводились вертикальные линии, определяющие размер полос и столбцов, а затем горизонтальные, устанавливающие определенный интерлиньяж (промежуток (пробел) между двумя строками) и, косвенно, высоту строк. Книги писали в один или два столбца, в зависимости от формата листа. В XI – XIV вв. рисунок исполнялся на пергамене гусиным пером и кистью.

Выбор красок, употребляемых украшателями рукописных книг, был невелик. Это, прежде всего, киноварь – краска ртутного состава, огненно-красного цвета. Вместо киновари иногда употреблялся сурик – краска свинцового происхождения, но широкое применение сурика началось лишь со второй половины XVII в. Кроме красной краски в заставках и инициалах мастера использовали синюю, голубую, зеленую, желтую и цвет чернил.

Ошибочно написанные слова или буквы с пергамена смывались губкой либо очищали пемзой или перочинным ножом.

Титульного листа рукописная книга не имела, и особое внимание уделялось оформлению начальной страницы.

Книга складывалась из отдельных тетрадей, состоявших, в свою очередь, из 4-х сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть, полдесть, четверть, восьмушку. Тетради книги нумеровали греческими, латинскими, кирилловскими и другими числами, чтобы не перепутать порядок их при подборке перед переплетением.

Подобранные тетради переписанной книги сшивали между собой, обрезали с трех сторон и переплетали. Сначала переплетными крышками служили две кое-как обрезанные и обструганные дощечки. Затем книги стали «крыть» кожей, парчой или бархатом. Крышки украшались тисненым орнаментом, узорными металлическими бляшками-уголками. Для большей сохранности переплеты обивались тонким чеканным металлом, снабжались особыми застежками.

Рукописная книга до сих пор удивляет красотой и необычностью. Традиции ее оформления IX – XV вв. заложили основу для создания современной книги. В настоящее время компьютерные технологии позволяют создавать необычные книги с полиграфической точки зрения: яркие, красочные, разнообразные по форме, но рукописные шедевры остаются образцом для современных мастеров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.