Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миниатюризация печатной продукции






 

Исторически и типологически предшествующие печатным мини-изданиям миниатюрные рукописные книги мало известны. Их производство не носило массового характера. Среди миниатюрных книг (МК) этого рода можно выделить два разряда: книжки, выполненные на заказ, для поднесения в дар, и переписанные исключительно для личного использования. В большинстве случаев – это мини-книги религиозного содержания.

Первые печатные миниатюрные издания (МИ) появились во второй половине XV в. в Германии или Италии. Интерес к малым форматам нередко питался модой. Особенным успехом МИ пользовались в Голландии в начале XVII в., во Франции – в конце XVIII в., в Англии – в I четверти XIX в. Лишь в конце XIX в. интерес к МК стал устойчивым и стабильным. Это связано с тем, что издатели задумались о функциональной предназначенности, социальной направленности и перспективности этих книг.

Такую тенденцию можно проследить на примере российских МК: если во времена Киевской Руси МИ создавались в религиозно-просветительских целях, то уже в середине XIX в. проявляется возможность использовать МИ в культурно-просветительских делах – распространялось творчество классиков русской литературы, выпускались справочные издания, тематические сборники; МК использовались в качестве украшений (брелоки, медальоны); издавались и в рекламных целях (прилагались к различным товарам: конфетам, оружию).

С 1850-х гг. книги-малютки начинают использоваться для пропаганды революционно-демократических взглядов (миниатюрный формат эффективно функционирует в особых условиях; так герценовские издания предназначались для тайного ввоза в Россию).

Просветительскую (в т. ч. для распространения запрещенных трудов; МК в годы индустриализации выпускались для непосредственного их использования в цехах и на полевых станах) и идеологическую (особенно-для придания силы духа в годы Великой Отечественной войны, проведения политработы в экстремальной фронтовой обстановке) направленность «крошки» приобретают в I – II четверти XX в.; с 1920-х гг. (до 1980-х гг.) этого столетия широкое распространение получает общественно-политические издания (собрания стихов гражданского звучания, славящие Родину, коммунистическую партию, работы В.И. Ленина, Л.И. Брежнева, документы советского государства, более активно выпускаемые к юбилейным и праздничным датам, названные Н.М. Сикорским «тружениками и борцами».

Если в первой половине XX в. массовые тиражи МИ (10.000 экз.), выпускаемые за счет государства, рассчитаны на широкие читательские круги, то к 1990-м гг. – началу XXI в. большинство МК издается небольшими тиражами (30 – 2000 экз.) энтузиастами на добровольных началах (что связано с переходом экономики на рыночные отношения и развитием частного предпринимательства) и чаще всего предназначены для коллекционеров, музеев и отделов редких книг. Как правило, это издания художественной и эстетической направленности, содержащие лучшие образцы произведений литературы, малоизвестную или публикуемую впервые информацию, любопытные сведения, оригинально, эксклюзивно оформленные художником, переплетчиком, инкрустатором нередко ручным способом.

Приведенная выше периодизация социальной и функциональной предназначенности МК несколько утрирована: даты связаны с моментами наиболее яркого проявления, наивысшей точки развития той или иной тенденции, в то время, как ее зарождение могло произойти немного ранее указанного отрезка времени.

Отметим факторы, способствовавшие активному распространению МК в России в XX в.: 1) просветительская работа клубов и секций любителей МК, активная деятельность энтузиастов, коллекционеров в издании и оформлении МК; 2) использование миниатюрного формата для выпуска изданий к юбилейным и праздничным датам (недаром МК воспринимаются как подарочные); 3) разгосударствление организаций (1991 г.) и законодательное утверждение предпринимательской деятельности; 4) открытие издательств, специализирующихся только на выпуске мини-изданий; 5)открытие музеев МК не только в России, но и в зарубежных странах; 6) участие МИ на Международных (с 1975 г.) и Всероссийских выставках и конкурсах; 7)проведение издательско-оформительских экспериментов; 8) весомый вклад в распространение миниатюрной печатной продукции внесли: газета «Книжное обозрение» (где систематически печатались статьи о жизни клубов, о наиболее интересных заседаниях и встречах, о деятельности книголюбов, о новинках МК), журналы «Полиграфия» и «Полиграфист и издатель» (в каждом номере которых ожидал подарок в виде вкладышей-заготовок для самостоятельного создания МИ), а также организация издательствами этих журналов конкурсов МК, встреч миниатюристов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.