Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. С. Соловьев -~ философия всеединства и богочеловечества






..-< •.? •• " -;, ^ /. Л" І •„.^ -•

Каковы осиовиые исмочники и главное содержание фило-софии В, С Соловьева?

Владимир Сергеевт Соловьев (1853—1900) — один из самых глубоких и универсальных умов России. Его по праву оценива-ют и как самого оригинального философа Европы конца XIX в. Он не только философ, но и богослов, поэт, литературный критик, политический писатель. По свидетельству С. Н. Булга-кова, творчество В. С. Соловьева «есть самый полнозвучный аккорд, который когда-либо раздавался в истории философии».

В. С. Соловьев, сын известного историка С.М. Соловьева, родился в Москве. По окончании Московского университета и защиты магастерской диссертации на тему «Кризис западной философии» (1874) он стал доцентом Московского университе-та. Его диссертация, в которой он объяснял упадок философии господством в ней рационализма, была встречена бурными протестами части философов. Но среди них были и такие, кто оценил его первый философский труд следующим пророческим суждением: «Россию можно поздравить с новым гением». И действительно, своими дальнейшими произведениями Соловьев быстро приобрел себе имя самого выдающегося русского мыс-лителя.

После путешествия с научными целями в Западную Европу и Египет он был назначен членом ученого комитета Министер-ства народного просвещения. В 1880 г. защитил диссертацию на степень доктора философии «Критика отвлеченных начал» и

стал доцентом Петербургского университета и профессором Высших женских курсов. В марте 1881 г. после убийства Алек-сандра II в публичной лекции он призвал нового царя помило-вать преступников, за что был временно выслан из Петербурга и должен был навсегда оставить государственную службу и профессорскую деятельность. С этого времени он стал жить как свободный писатель, попеременно то в Москве, то в Пе-тербурге, неоднократно ездил за границу. В 80-х гг., сблизив-шись с деятелями католической Церкви, он опубликовал на французском языке (из-за невозможности издания в России) свою книгу «Россия и Вселенская Церковь» (1889), в которой призывал к воссоединению католической и православной Церквей.

Летом 1900 г. он внезапно скончался в имении своего друга князя С. Трубецкого, исповедовавшись у православного свя-щенника.

В. С. Соловьев был человеком высокой духовности, фило-софом милостью божьей. По свидетельству людей, близко его знавших, одухотворенность отличала внешний облик фшіософа.

Друг Соловьева Е. Н. Трубецкой писал: «Он бьш до такой степени близорук, что не видел того, что все видели. Прищури-ваясь из^под густых бровей, он с трудом рассматривал близле-жащие предметы. Зато, когда взор его устремлялся вдаль, он, казалось, проникал за доступную внешним чувствам поверх-ность вещей и вң цел что-то запредельное, что для всех остава-лось скрытым. Его глаза светились какими-то внутренними лу-чами и глядели прямо в душу... не будучи аскетом, он имел вид изможденный и представлял собой какие-то живые мощи. Гус-тые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону. Характерно, что его часто принимали за духовное лицо: его встречали возгласом: «Как вы здесь, батюшка?». Маленькие дети, хватая его за полы шубы, восклицали: «Боженька, бо-женька!». С этой наружностью аскета резко контрастировал его звучный, громкий голос: он поражал своей неизвестно откуда шедшей мистической сшюй и глубиной».

Центральной идеей философии В. С. Соловьева являлась вдея всеединства, т.е. вдея об органической целостности мира во всех его элементах и частях, о гибельности разрушения, рас-пада этого единства.

В рамках этого учения он развил такжс учение о софийно-сти бытия, о мире как богоматери, в котором ң деальное со-ставляет неотьемлемую основу материального бытия.

Еще одна важнейшая мысль его учения есть ң цея о «богочеловечестве» как высшем выражении единства матери-ального, идеального и божественного. Абсолютная форма бого-человеческого единства впервые осуществилась в Иису-се Христе. Дальнейшие шаги по указанному пути должны быть осуществлены самим человсчеством в процессе нравственного обновления.

Таким образом, идея всеединства, универсализма пронизы-
вает всю его фшюсофию.;; «1

Будучи вначале ң цейно связан со славянофилами, он, сохранив их общий религиозный дух, со временем повел непримиримую борьбу с их высокомерием и узостью национального мессианизма и особенно с политической реакционностью и национальным эго-измом их поздних последователей. В.С. Соловьев выступил пропо-ведником единения Востока и Запада ю всех областях жизни — религиозной, культурной и политической. Его социальные воззре-ния могут быть определены как религаозный гуманизм, религиоз-ное обоснование вдеалов свободы, культуры и международного сотрудничества.

Проповедуя в течение всей жизни веру в социальный про-гресс, он перед смертью пророчески предсказал в своем по-следнем произведении «Три разговора» наступление катастро-фической эпохи, своего рода царства Антихриста.

Главные прошведения В. С. Соловьева, помимо упомяну-тых, — «Фшюсофские начала цельного знания» (1877—1880), «Чтение о богочеловечестве» (1877-—1881), «Духовные основы жизни» (1884), «Национальный вопрос в России» (1884), «История и будущность теократии» (1887), «Оправдание добра» (1896).

В чем смысл швных поттий философской системы Б. С. Соловьева: «всеединсшя», «богбчелоеечестео», «цельное знание»?

Разъясним более подробно некоторые главные идеи фило-софии В. С. Соловьева.

• Центральным понятием философской системы Соловье-ва является понятие всеедипства. Учение о всеединстве, с одной

стороны, очень просто. Но как раз в этой простоте и кроется некоторая сложность его понимания. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей есть частичное проявление всего мира в целом. Вершину образует единое, творческое начало, или, как говорит Соловь-ев, творческое ничто. Это единое можно понимать как ничто потому, что оно не есть какая бы то ни было отдельная, осо-бенная или обычная вещь.

Такое ничто одновременно есть и все. Каждый стакан, каж-дая чашка есть нечто. И только всеединое, первоединое есть ничто.

Первоединое обнимает все, есть все и вместе с тем не явля-
ется чем-то в отдельности и назвать его чем-нибудь нельзя, ибо
оно является первоединым, всеединым.:

Первоединое есть та самая большая единица, которая на-верху дана в цельном виде, а в отдельных вещах лишь отчасти. В математическом виде понятие первоединого лучше всего вы-ражается натуральным рядом чисел от единицы до бесконечно-сти. По мнению А. Ф. Лосева, «Логическая сторона в учении о первоединстве безупречная, и ибо все мы — и дураки и умные, — все мы признаем учение о первоединстве»1. Ведь на каждой из окружающих нас вещей как бы лежит печать всеединства: все они являются чем-то таким, что входит в общее единство.

Учение Соловьева — простейшее, довольно обыкновенное и не требующее особых философских усилий. Его легко доказы-вать и невозможно опровергнуть. Это концепция, основанная на здравом смысле.

Конечно, подобного рода концепции уже встречались в ис-тории философии. Но только у Соловьева идея о мире как це-лостном универсальном организме выражена в столь ясном, чисто логическом виде.

Однако из сказанного было бы ошибочно заключать, что философия Соловьева является абстрактно-логическим по-строением. Категө риальный аппарат у него устремлен к разре-шению реальных, практических проблем. Его учение, как и вся русская философия, представляет собой не столько теоретиче-скую систему, сколько философию жизни. Подтверждает это другая важнейшая составляющая системы Соловьева учение о богочеловечестве. _

1 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. — М., 1990, — С. 698.

Хотя мир един, различные его составляющие неравноцен-ны. Мир есть продукг длительного становления, борьбы живого и неживого, добра и зла, логоса и хаоса.

Но если мы видим, сознаем, что мир лежит во зле, то это лишь доказывает, что есть в мире и нечто противоположное мировому безобразию. Если есть зло, основанное на поедании одного живого существа другим, то это означает, что есть в це-лостном мире и нечто, основанное не на взаимоистреблении, а на взаимной гармонии, любви, которые наиболее полно выра-жают всеединящую сущность мира, его божественную основу.

Этот принцип мирового всеединства, гармонии становится смыслом, главной идеей жизни человека с момента его зарож-дения. Итак, вдея всеединства не только предмет абстрактного мышления, а живая, творческая идея, обращенная к людям.

Уникальность человека, по Соловьеву, состоит в том, что он обладает способностыо постигнуть гармоничную сущность мира. Он является вогоющением всеединства абсолюта, своего рода вторым абсолютом, возникающим в итоге развития мира. Однако на пути к постижению всеединства мира человеку предстоит пройти большой и трудный путь от зверочеловека к богочеловеку. Первым из людей такой путь проделал Христос. Вслед за ним его должно пройти и все человечество, превра-тившись из зверочеловечества в богочеловечество, т.е. челове-чество, всецело слившееся со всеединым, абсолютным духом, некогда породившим мир и людей. Условием успешного осу-ществления этого трудного процесса является воплощение в жизнь абсолютных нравственных требований, важнейшими из которых являются свобода, равенство и братство. Только на их основе могут быть решены все возникающие индивидуальные, классовые и национальные проблемы.

И наконец, третью важнейшую составляющую системы Со-ловьева образует учение о цельном знании, также тесно связанное с концепцией всеединства. Смысл его сводится к обоснованию идеи о том, что для постижения целостного, всеединого мира необходимо и всецелое знание. Это означает, что ни эмпириче-ское, ни рациональное познание, дающие лишь частные, одно-сторонние представления, не могут обеспечить истинного, полного познания мира.

Постижение целостного мира возможно лишь на основе мистического интуитивного познания, схватывающего вещи в

целом. Поэтому, чтобы добыть «всецелую правду» о мире и че-ловеке, нужен прочный союз науки, фшюсофии и религии. Причем решающую роль в этом союзе должна играть религия, вера.

«Оправдать веру отцов наших, возвести ее на новую ступень разумного сознания... вот общая задача моего труда», — заклю-чает В. С. Соловьев. Как бы ни оценивали мы сегодня его фи-лософию, в любом случае ее следует признать оригинальной, самобытной русской философской системой.

Оригинальность ее заключается в том, что его система все-единства представляет синтез противоположных точек зрения, как бы возвышается над ними. Соловьев одновременно высту-пает и как идеалист, признающий вдеальную основу мира, и как материалист, утверждающий реальность материальных ве-щей. Это фшюсофия и ң деалистического монизма и в то же время концепция дуализма. В теории познания он и мистик, и эмпирик, и рационалист, всесторонне логачески обосновы-вающий выдвигаемые положения.

Все противоположные взгляды в системе В. С. Соловьева не соединены искусственно, внешне, а взаимодополняют друг друга, составляют единое органичное целое, объединенное ко-ренными посылками его миросозерцания: идеями всеединства, богочеловечества и цельного знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.