Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теория композиции






«КОМПОЗИ'ЦИЯ, и, ж. [латин. compositio — составление] (книжн.) - <...> 3. Художественная структура, построение произведения (искус.).» [1, 1429]. Композиция произведения искусства – фундаментальная его основа. Под композицией понимают особый порядок расположения частей. Части эти могут быть расположены как в хронологическом порядке, так и перемешанном, для создания соответствующего художественного эффекта. В искусстве деление произведения на части известно ещё с древности, делалось это для того, чтобы зрители лучше воспринимали материал. Композиция просматривается во всех видах искусства: в живописи (расположение объектов на полотне), в музыке (где есть непосредственное деление произведения на части), в драматургии (деление на акты, сцены, картины), в литературе (деление на части, главы), даже в архитектуре (элементы композиции – это отдельные элементы здания: колоннада, фронтон и т.д.). В данной курсовой работе мы будем пользоваться теорией композиции, разработанной Л.Н. Нехорошевым в книге «Драматургия фильма». «Композиция — более глубинный, по сравнению с движущимся и звучащим изображением, пласт содержательной формы кинопроизведения». [3, 89] – так он трактует композицию применительно к кинематографу. По Нехорошеву композиция кинопроизведения является конечным итогом трёх действий: 1) Деления сценария или фильма на части. 2) Сопоставление этих частей. 3) Соединение частей в единую, цельную структуру. Нехорошев выделяет четыре основных вида композиции: 1) Структурная композиция, 2) Сюжетная композиция, 3) Сюжетно-линейная композиция, 4) Архитектоника. Элементами структурной композиции являются кадры, сцены и эпизоды. Элементами сюжетной композиции являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Элементами сюжетно-линейной композиции являются сюжеты и лейтмотивы в фильме. Элементами архитектоники фильма являются крупные глубинные смысловые части фильма. Элементы архитектоники стоят как бы особняком, так как в отличие от формализованных и строго определённых (в большей или меньшей степени) элементов структурной, сюжетной и сюжетно-линейной элементы архитектоники наиболее плотно связаны друг с другом. К тому же границы архитектонических элементов наиболее размыты, потому что эти элементы определены не сценарием или монтажом, а целокупным замыслом автора фильма, который менее всего поддаётся дискретизации. Остановимся на каждом виде композиции подробнее. 1. Структурная композиция. Элементы структурной композиции – кадр, сцена, эпизод. Кадр – самый мелкий элемент структурной композиции. Определение кадра по Нехорошеву: «Кадр – это часть фильма от соединения с предыдущим кадром до соединения с последующим» [3, 95]. Деление готового видеоматериала на кадры и последующее их соединение в итоговый фильм называется «монтаж». Монтаж на уровне кадра обладает следующими особенностями: 1) Дискретность (отдельность) кадров в картине, 2) Последовательность монтажа, 3) Сопоставляемость кадров в монтаже, 4) Непрерывность монтажа. Дискретность – это отделение кадров друг от друга в монтаже при помощи, так называемой склейки. Такие склейки помогают нам «разглядеть» сам кадр и мыслить его самоценный элемент(?). Режиссёры некоторых фильмов при помощи тщательно проработанных съёмок и искусного монтажа делают такие склейки практически незаметными, чтобы создать у зрителя ощущение цельности фильма. Другие режиссёры напротив, сознательно пренебрегают монтажными приёмами (подхват по фазе движения, монтаж по движению основной массы в кадре и т.д.) и сознательно монтируют кадры так, что «склейка» становится заметной, даже бьёт по глазам. Такой подход к созданию фильмов тоже имеет право на жизнь, так как такой монтаж передаёт эмоциональное состояние героя, атмосферу фильма и т.д.

Последовательность – т.е. линейность движения видеоматериала. Зритель видит кадры последовательно, один за другим, а не все сразу. В отличие, например, от картины или скульптуры, где наблюдатель сразу видит все элементы структуры, видит их одновременно. Сопоставляемость – т.е. сопоставление кадров с точки зрения их смыслового содержания. Любые два, три, четыре и более кадров поставленные друг за другом невольно заставляют наш мозг искать связи между ними, сопоставлять их. Данное свойство монтажа наглядно демонстрируется в известном эксперименте Льва Кулешова. Он снял один крупный план Ивана Мозжухина с лицом, не выражающим никаких эмоций. После этого этот план был последовательно смонтирован с тарелкой супа, мёртвым ребёнком и молодой девушкой. Зрители, которым показывали фрагмент «тарелка-Мозжухин», думали, что его лицо выражает голод. Зрители, которым показывали фрагмент «ребёнок-Мозжухин» думали, что лицо его выражает скорбь. Зрители, которым показывали фрагмент «девушка Мозжухин», думали, что он очарован девушкой. Причём фрагмент с лицом Мозжухина был один и тот же. Этот эксперимент наглядно показывает, что зрители даже два идущих друг за другом кадра подвергают смысловому сращению. Непрерывность – главное свойство монтажа, основывающееся на всех предыдущих. Непрерывность – это цельность фильма. Достигается эта цельность, во-первых, за счёт того, что кадры непрерывно идут друг за другом без пустот, соединяются склейкой. А во-вторых, за счёт того, что мысленно мы соединяем кадры, наделяем их «временными, пространственными и смысловыми мостиками» [3, 98]. Сцена – это следующий по крупности элемент структурной композиции. Сцена составляется из кадров и объединяется классическим единством места, времени и действия. В каждой сцене есть своя драматургия, чаще всего незавершённая. Существуют следующие виды сцен: 1) Развёрнутая (с развёрнутой завершённой драматургией), 2) Фрагментарная (с незавершённой драматургией), 3) Проходная (без драматургии, нужная для пространственного перемещения героев в пространстве фильма), 4) Перебивка (чаще всего один кадр между двумя сценами, который тем не менее несёт смысл и поэтому обретает ценность сцены), 5) Параллельные сцены (равнозначные сцены перебивающие друг друга) 6) Флэш (быстрый монтаж большого количества кадров, используется для изображения прошлого и будущего, а также для быстрых или напряжённых моментов настоящего). Сцены соединяются по: 1) соответствию, 2) контрасту, 3) по развитию. Эпизод – самый крупный элемент структурной композиции. Он составляется из сцен. Это сродни делению книги на части или главы. Каждый эпизод обладает смысловой законченностью, он – отдельная отточенная часть фильма, обладающая драматургической завершённостью. Эпизоды разделяются на следующие виды: 1) пролог и эпилог (не имеют драматургической завершённости), 2) Экспозиционный эпизод, 3) Эпизод развития (эпизоды, развивающие конфликт), 4) Финальный эпизод (кульминация, развязка и финал). Эпизоды могут соединяться или наоборот разъединяться с помощью следующих средств: 1) названия, 2) закадровая речь, 3) надписи от автора, 4) затемнения, 5) «прослаивание ретроспективных эпизодов сценами из пролога» [3, 117].

2. Сюжетная композиция

Сюжетная композиция состоит из элементов, известных по другим видам искусства (литература, театр): 1) Экспозиция, 2) Завязка, 3) Развитие, 4) Кульминация, 5) Развязка, 6) Финал. Эти элементы основываются на законах зрительского восприятия фильма. Суть этих законов состоит в том, чтобы возбуждать внимание в начале фильма, поддерживать его в середине, усиливать напряжением действия, доводить это напряжение до высшей точки (до кульминации), которая поразит зрителя. В конце нужен сильный финал, который не разочарует зрителя. Рассмотрим элементы сюжетной композиции подробнее. Экспозиция – начальная часть фильма, где представляются персонажи, отношения между ними, обстоятельства, тема фильма, жанр и т.д. Экспозиция может быть прямой и отложенной. Прямая предшествует конфликту фильма, а отложенная наоборот происходит сразу после завязки. Завязка – это момент (а не отрезок времени), когда происходит главное действие, из-за которого развернётся конфликт. Завязка обыкновенно располагается сразу после начала фильма, но может и отодвигаться от него достаточно далеко (иногда даже до середины фильма). Развитие – это наиболее длинная, срединная часть фильма, которая ведёт к кульминации. Во время развития происходят действия, которые раз за разом усиливают драматическое напряжение, усиливают конфликт. Кульминация – это момент в фильме, где напряжение достигает высшей точки. Стоит отметить, что кульминация – это самое страшное событие в фильме (?), а самый последний момент, предшествовавший этому событию. Обычно перед кульминацией в фильме идут либо спокойные моменты, либо наоборот, острые напряжённые сцены. Развязка – это заключительная часть сюжета, которая располагается сразу после кульминации. Как видно из названия, во время развязки происходит «распутывание» всех сюжетных узлов. Финал – последняя точка развития действия фильма. Существует три типа финалов: 1) Закрытый (конфликт исчерпан), 2) Открытый (конфликт не исчерпан и, возможно, будет продолжен), 3) Двойственный (с одной стороны, конфликт не исчерпан, с другой стороны, появились обстоятельства, позволяющие абсолютно по-иному взглянуть на этот конфликт).

3. Сюжетно-линейная композиция.

Сюжетно-линейная композиция выявляется за счёт деления фильма по вертикали, а не по горизонтали. Выявляются параллельные сюжетные линии и лейтмотивы, а также их взаимодействие и взаиморасположение относительно друг друга. Сюжетная линия – это линия трансформации образа одного из персонажей фильма. Лейтмотив – это некий повторяющийся в фильме момент (цветовые решения, звуки, музыка, особенности речи, ситуации и т.д.). За счёт соотнесения различных сюжетных линий или лейтмотивов главный сюжет фильма наполняется дополнительным смыслом. Также сюжетные линии, а особенно лейтмотивы выполняют скрепляющую функцию для отдельных эпизодов картины.

4. Архитектоника.

«Архитектоника – это деление фильма на глубинные смысловые части, их соотнесение между собой» [3, 149]. Архитектоника базируется не на формальных элементах фильма (кадр, сюжетная линия и т.д.), а на самой идее, которая присутствует во всём фильме. Композиционно архитектоника отражает этапы развития главной идеи, в их противоречивом сочетании. Элементы архитектоники имеют очень большой размер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.