Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Излишек потребителя и излишек производителя






 

В результате свободного рыночного обмена (сделки) на основе равновесных цен покупатели и продавцы получают некоторую выгоду. Меру такой выгоды определяют через понятия «излишек» потребителя (покупателя) и «излишек» производителя (продавца), введенные, как мы уже знаем, в экономическую теорию английским экономистом А. Маршаллом.

Излишек (выигрыш, выгода) потребителей – это разница между максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара (цена спроса) и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

При рыночной цене PE и объеме покупок QE фактические расходы покупателей составят площадь прямоугольника 0PEEQE, или PE·QE (рис. 11.1).

 

PE

 

Рис. 11.1. Излишек потребителя [5]

Покупатели готовы заплатить и более высокие цены, чем PE, и в этом случае кривая спроса является верхней границей цены спроса. Излишек покупателя WD будет равен площади треугольника РмахEPE и определяется по формуле

WD = 1/2 (Рмах – РE) QE.

Выгода (выигрыш) покупателя возникает благодаря различию между максимальной потребительской оценкой товара (цена спроса) и его рыночной ценой. Именно это различие побуждает покупателей совершать рыночные сделки с данным товаром. С точки зрения покупателей, их излишек – это некоторая сэкономленная денежная сумма, финансовая выгода от рыночной сделки. В тех случаях, когда эта выгода отсутствует, то есть рыночная цена превышает максимальную цену (цена спроса), которую готовы заплатить покупатели, рыночные сделки не совершаются (отрезок ED кривой спроса D, где объемы спроса превышают QE).

Излишек (выгода, выигрыш) производителей – это разница между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и той ценой, по которой они готовы были продать свой товар (цена предложения).

Выигрыш продавца (рис. 11.2) представляет собой разницу между выручкой продавца (TR = РE · QE), которая равна площади прямоугольника 0PEEQE, и минимальной денежной суммой, которую он согласен получить (площадь трапеции 0PminEQE). На графике выгода производителя WS соответствует площади треугольника РЕЕРmin и определяется по формуле

WS = 1/2 (РE – Рmin) QE.

Pmin
PE

 

Рис. 11.2. Излишек производителя [5]

Сумма выигрышей потребителей и производителей называется экономическим излишком или общественной выгодой (от англ. social gain), которая возникает в связи с существованием рыночного равновесия (рис. 11.3) и определяется по формуле: W = WD + WS.

 

Рис. 11.3. Общественная выгода от рыночного равновесия [3]

 

Общественная выгода иллюстрирует важное экономическое явление: цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. На рынке совокупность индивидуальных решений продавцов и покупателей получает свое признание. При этом условия торговли корректируются до тех пор, пока эта совокупность не станет сбалансированной, т. е. пока спрос не будет уравновешен предложением. А главное – конкурентное предложение позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

Результаты такого явления оцениваются в экономической теории понятием «эффективность по Парето» (по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето, 1848–1923). Считается, что точка равновесия на конкурентном рынке приобретает эффективность по Парето, поскольку при иных условиях становится невозможным повышение благосостояния одних участников обмена без ущерба для других.

11.2. Государственное регулирование рынка:

цены «пола» и «потолка»

 

На конкурентном, свободном от государственного регулирования, рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому про­давцами количеству товара. Одной из форм воздействия государства, преследующего те или иные социальные цели, является установление максимальных или минимальных цен, по которым производителям надлежит продавать свою продукцию.

Установленный государством официальный максимум цены, по которой может быть продан товар, называется «потолком» цены, или ее верхним пределом. Цена «потолка» ограничивает рост цены (движение цены вверх к точке равновесия), т. е. это искусственно заниженная цена.

Установленный государством официальный минимум цены, по которой может быть продан товар, называется ценой «пола», или ее нижним пределом. Цена «пола» не позволяет цене товара снизиться за пределы этого лимита, т.е. это искусственно завышенная цена.

Установление государством «потолка» цен означает, что производители не вправе продавать свои товары и услуги выше установленного уровня. Целью подобного контроля над ценами может быть защита малоимущих слоев населения от непомерно высоких цен на те или иные товары и улучшение условий их жизни за счет производителей этих товаров. Выгода покупателей за счет продавцов – это основной ожидаемый эффект, на который рассчитывало государство, вводя контроль над ценой товара. Однако в результате принятия такого решения возникают непредвиденные эффекты (рис. 11.4).

P 1
Qd 1
Qs 2
QE
Qd 2
Qs 1
E 1
P 2

 

Рис. 11.4. Государственное регулирование рынка: цены «пола» и «потолка» [3]

В краткосрочном периоде, когда количество предлагаемого к продаже товара постоянно, непредвиденные последствия будут проявляться в виде дефицита товара. Дефицит возникает в связи с тем, что при цене P1 величина спроса QD1 больше, чем при равновесной цене РE:
(QD1 > QE). Появившийся дефицит создает проблемы как для покупателей, так и для продавцов.

В долгосрочном периоде установление «потолка» цен приведет к тому, что производители товара сократят его выпуск и рынок переместится из состояния E в состояние E1. В этом случае дефицит еще больше возрастет, поскольку разница между объемом спроса QD1 и объемом предложения QS1 увеличится (QD1 > QS1). В условиях дефицита между потребителями возникает конкуренция, и они вынуждены платить гораздо более высокую фактическую цену, в которую входят затраты времени и средств на поиски товара, на его доставку, на стояние в очередях, на доплату тем, кто имеет доступ к дефициту и занимается перепродажей и т. д.

Установление цен «пола» происходит в случае, когда государство оказывает ценовую поддержку производителям определенных товаров и продажа по ценам, ниже установленных, не разрешается. В целях поддержания производителей товара государство устанавливает цену на уровне Р2, которая превышает равновесную цену РE (рис. 11.4). В этом случае производители будут рады, так как у них появится стимул к расширению производства до объема QS2, но так как на рынке нет спроса на такое количество товара, то в результате образуется излишек (перепроизводство) товара. Этот излишек равен разнице между объемом предложения товара по цене «пола» QS2 и объемом спроса по этой цене QD2 (QS2 > QD2).

Таким образом, в случае применения ценовой поддержки производителям товаров и установления цены на уровне, более высоком, чем равновесная цена, государство посылает дезориентирующую информацию как потребителям, так и производителям. Потребителям цена «пола» говорит, что количество товара ограничено, значит, они должны снизить его потребление. Производителям эта цена говорит о том, чтобы они продолжали производство товара, используя для этого имеющиеся ресурсы.

Итак, административное установление цен (контроль за ценами) нарушают функционирование рыночного механизма и в результате общество несет потери.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.