Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекционный курс 8 страница
– выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; – выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опираться в коррекционной работе; – анализ хода развития и результатов педагогической работы. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалис- тов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официаль- ному запросу. В договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется: Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях: - при возникновении трудностей диагностики; - в спорных и конфликтных случаях; - при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. Информировать ПМПк соответствующего уровня: – о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; – о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; – об эффективности реализации рекомендаций ПМПк. В свою очередь ПМПК (комиссия) принимает на себя обязательство: Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомен- даций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в эти рекомендации. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): – заключения специалистов ПМПк; – коллегиальное заключение ПМПк; – дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПК и ПМПк образовательного учреждения.
4. Комплексное исследование особенностей познавательного и психофизического развития детей в ПМПК и ПМПк включает в себя медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей. Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологи- ческое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. При необходимости проводятся параклинические обследования (МРЭГ*, эхо- энцефалография, электроэнцефалография, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Дефектологу и психологу важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каково состояние соматического и психического здоровья ребенка. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений позволяют выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться задания невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д. В ходе психолого-педагогического обследования психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. При обследовании детей старшего дошкольного возраста необходимо определить степень готовности к школьному обучению – установить уровень интеллектуального развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными действиями и oпeрациями, а также навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важным личностным качеством является способность к регуляции поведения и к самоконтролю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе. При обследовании лиц школьного возраста необходимо установить характер и причины имеющихся у детей трудностей в учении, определить характер и структуру отмечаемого нарушения развития. В связи с тем, что успешность обучения в значительной мере определяется способностью к обучению, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, уровень сформированности мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь взрослого. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности при выполнении аналогичных заданий. Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины отклонений в познавательном и психофизическом развитии, дает прогноз и рекомендации по формированию и коррекции психических функций, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости психолог проводит нейропсихологическое обследование. Педагогическое обследование, включающее выявление уровня общепознава- тельного развития, сформированность учебных навыков, знаний по родному языку, математике и т.д., проводят дефектолог и педагог общего профиля. В своем заключении они не только отражают установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывают необходимые приемы работы с ним. Эти рекомендации полезны и педагогам, и родителям. Логопедическое обследование (по необходимости) проводит логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся недостатков и нарушений речи. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятельной) речи. При обследовании школьников исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого развития детей, что помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с задержкой психического развития) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано нарушением интеллектуального развития. 5. В составлении заключения ПМПК участвуют все специалисты (на основе анализа всех полученных о ребенке сведений). Необходимо не только поставить диагноз и дать заключение, но и обосновать их, выделив основные симптомы отмечаемого нарушения. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними. При проведении обследования должна соблюдаться спокойная и доброжелательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики и такта. В помещении, где проходит работа ПМПК, не должно быть посторонних людей, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования в ряде случаев имеет немаловажное значение. При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учитываться при составлении окончательного заключения. В их числе: Эмоциональная реакция ребенка на процедуру обследования. Понятно, что волнение – естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. В то же время должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения. Понимание инструкции и цели задания. В ходе обследования обращается внимание на следующие моменты: выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе; какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом и др. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается также общая работоспособность. Очень важным качеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Один из главных показателей – способность использовать помощь. Чем в большей степени она развита, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит также способность к переносу показанного ребенку способа деятельности на аналогичные задания. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.). Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями врачей специального профиля –отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными; обращает внимание на наличие (отсутствие) у ребенка снижения слуха или зрения и т.д. В случаях сенсорных нарушений дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал. В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии о существенных особенностях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны выраженные трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, которое для ребенка легче и интереснее. Изучение психолого-педагогической характеристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения. Если ребенок учится в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид и оформление тетради свидетельствует о таких качествах, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях в обучении. Так, несоблюдение строчек при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непониманием учебных требований. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Нередко именно рисунки ребенка становятся первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии. Только после тщательного изучения всех материалов документации, члены комиссии начинают непосредственное обследование ребенка. Выбор и последовательность применения тех или иных методов исследования зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) выбирает метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – обследование строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности, способов решения практической задачи. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического). Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности, но в ряде случаев – с заведомо легких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к последующей работе, сняло бы излишнее волнение, беспокойство. Это особенно важно при обследовании детей с аутистичными проявле- ниями, детей инактивных и малоконтактных. В процессе обследования следует создавать ситуацию психологического комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «домашние заготовки» к процедуре обследования. Нельзя допускать психологических и интеллектуальных перегрузок для обследуемого ребенка. Следует выявлять прежде всего те нарушения, которые оказывают наиболее неблагоприятное влияние на развитие познавательной деятельности и личности ребенка. Одним из универсальных средств обследования детей и подростков в ПМПК является метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляется запас сведений и представлений об окружающем и точность этих представлений. Беседа как метод исследования должна быть целенаправленной. При определении уровня сформированности интеллектуальных способностей ребенка в ходе беседы с обследуемым необходимо выявить: · точность представлений ребенка о самом себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.; · сформированность временных представлений и понятий; · представлений о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков; · умение ориентироваться в пространстве; · запас сведений об окружающей геобиологической и социальной среде. Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Не рекомендуется начинать беседу, если у ребенка имеются нарушения речи, слуха или он с трудом вступает в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит другим путем выявить то, что требуется обследующему. Метод наблюдения – один из ведущих при изучении детей с нарушениями развития. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй с ними»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически производит интеллектуальные действия анализа, синтеза, обобщения и классификации, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.п.). В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками специалисты, проводящие обследование, наблюдают за координацией движений, состоянием моторики. Как уже отмечалось ранее, рисунки детей является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении особенностей их развития. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает психолога, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование – свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. На это указывали С. А. Болдырева, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, В. С. Мухина и многие другие исследователи. Как правило, дети с нарушениями интеллекта затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается тема рисунка, указывается, что надо рисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР затрудняются объяснить свой рисунок. В зависимости от степени интеллектуального нарушения эти недостатки выражены в большей или меньшей степени. Большим своеобразием отличаются рисунки детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, в ряде случаев –сексуальная выраженность и др. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, заметно выраженная медлительность. Дети тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное в отображаемом предмете или ситуации, их рисунки стереотипны. Помимо диагностических целей, при обследовании в ПМПК задание на рисование могут быть использованы и для установления контакта с ребенком, и как «безречевая» методика в тех случаях, когда у обследуемого имеются трудности в речевом общении. Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию. Методы экспериментально-психологического исследования также играют важную роль при изучении детей в психолого-медико-педагогических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, являющиеся объектом специального изучения. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний. Решение задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику нарушенного развития, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком. Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое исследование в рамках комплексного обследования ребенка в ПМПК проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.
Контрольные вопросы и задания.
1. Что представляет собой служба практической психологии в системе образовательных учреждений? Назовите основные подразделения Службы. 2. Назовите задачи и основные направления работы службы практической психологии. 3. Как организована работа службы практической психологии по комплек- тованию специальных (коррекционных) учреждений? 4. Какие специалисты входят в состав ПМПК? 5. Раскройте цели и задачи ПМПК. 6. Укажите основные направления деятельности ПМПК. 7. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию? 8. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключении ПМПК? 9. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК? 10. Укажите структуру, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). 11. Как организована работа ПМПк (консилиума) в образовательном учрежде- нии? 12. Как осуществляется взаимодействие в работе ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссии? 13. Дайте краткую характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования в ПМПК. 14. Какие диагностические показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей в ПМПК и ПМПк?
Рекомендуемая литература:
1. Венгер Л.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. 2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5. – С. 257-321. 3. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Гл. III. – М., 1995. 5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002. 6. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М., 2000. 7. Марциновская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992. 8. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. 9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001. 10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2005. 11. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. – СПб., 1998. 12. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М., 2001. 13. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990. 14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 1998.
Тема 7. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития Часть I. Задачи и организация коррекционного обучения и воспитания
Учебные вопросы.
1. Определение понятий «коррекционное обучение», «специальная дидактика», «специальное образование». 2. Система социальных институтов коррекционной педагогики. 2.1 Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений. 2.2 Основные виды специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями. 3. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания. 4. Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании. 5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. 6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. 7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными
|