Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекционный курс 5 страница
Большое значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоцио- нально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их интеллектуальных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Данный принцип предполагает обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Методы, и материалы, используемые при изучении детей, должны быть максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Системный подход к проведению исследования и диагностике познавательного и психофизическогоразвития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогического обследования предполагает не только выявление отдельных нарушений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления негативного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно-педагогических мероприятий. Важное значение в медико-психолого-педагогическом исследовании имеет принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит концепция Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше уровень познавательного развития ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новые условия деятельности. При обследовании детей с проблемами в развитии педагог-психолог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичные основному другие задания. Все обследование рекомендуется строить с использованием методики обучающего эксперимента. Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе методов исследования и анализе его результатов, учет текущего психофизического состояния ребенка, учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей развития ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий. Качественный анализ результатов психолого-педагогического изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются: - отношение к ситуации обследования и заданиям; - способы ориентировки в условиях заданий и способы их выполнения; - соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и предложенной инструкции; - возможность использования помощи взрослого; - умение выполнять задание по аналогии; - отношение к результатам своей деятельности, критичность воценке своих действий и достижений. При оценке выполненного ребенком здания важно оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранного обследуемым решения задачи, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть дифференцированной. 2. Содержание и методы психолого-педагогического исследования детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специальной психологии. Основная цель психолого-педагогического исследования – выявление качественной характеристики особенностей психики ребенка и определение потенциальных возможностей его познавательной деятельности. Учитывая данные клинических исследований (этиология, патогенез нарушений развития), психолого-педагогическое обследование предусматривает, прежде всего, развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особенностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком проверочных тестовых заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей. Использование качественных показателей позволяет зафиксировать специфику психологических особенностей ребенка, выявить среди них такие, которые свидетельствуют о нарушениях психического и познавательного развития. Кроме того, применение качественных показателей углубляет и одновременно упрощает процесс анализа результатов психолого-педагогического диагностического обследования, нацеливает внимание обследующего на определенный объект наблюдения (И.Ю. Левченко, 2004 и др.). Психолого-педагогическое обследование имеет большое значение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.). В комплексном психолого-педагогическом обследовании ребенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были направлены на получение данных, характеризующих: уровень развития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выяснение личностной самооценки и уровня притязаний. Для разносторонней психолого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные задания (в т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности, степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности (например, тесты Пьерона-Рузера, Бурдона в различных модификациях и др.). Объектом психолого-педагогического исследования являются также: - уровень знаний и представлений об окружающем мире (знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, представлений о сезонных изменениях в природе и др.); - психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности (темп деятельности, работоспособность, уровень принятия помощи и т.д.); - сформированность произвольных форм поведения. Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком перцептивных (основанных на восприятии), мнемических (задействующих процессы памяти) и собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследования при этом являются: • степень овладения приемами и операциями умственной деятельности (операциями сравнения, обобщения, классификации, анализа строения и функций предметов, анализа простых причинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др.); • уровень развития математических способностей (степень сформированности первоначальных «количественных представлений» – о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.). В ходе психолого-педагогического изучения устанавливается уровень развития речи ребенка. Общее представление об уровне речевого развития складывается на основе выяснения следующих основных моментов: • уровень развития фразовой речи; сформированность навыков речевого общения; • уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, морфологических, грамматических) представлений и понятий *; • количественные и качественные характеристики (особенности) словарного запаса; • уровень сформированности метаязыковой способности (способность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятельности); • уровень развития связной монологической речи.
При обследовании детей с отклонениями в развитии следует уделять внимание развитию эмоционально-волевой сферы. Данные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памяти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предлагаемым заданиям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неуспешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качества при встречающихся трудностях. Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. Например, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Обследующий наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы (в адаптированном варианте) и специальные «проективные» тесты (например, тест Розенцвейга и др.). Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных заданий, так и деятельности ребенка в целом. При изучении особенностей развития детей с ограниченными возможностями важное значение имеет психолого-педагогический анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к. высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, только неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности. Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью, при выполнении общественных поручений и т.д. При этом используется метод изучения продуктов деятельности детей (рисунки, поделки из пластилина, бумаги, различных видов конструктора; письменные работы детей, обучающихся в школе, и др.). Важно отметить, что анализируются не только конечный результат деятельности ребенка, но и ее промежуточные этапы; учитываются трудности и ошибки при выполнении заданий, а также способы, которыми пользуется ребенок для достижения целей деятельности, для преодоления встречающихся трудностей. При анализе и оценке деятельности обследуемого ребенка учитываются следующие показатели: • способен ли ребенок принимать помощь взрослого, как на нее реагирует, насколько успешно усваивает даваемые в виде образца способы действия; • уровень (учебной, игровой или практической) деятельности, которым владеет ребенок: наглядно-действенный (решение задачи путем непосредственных практических действий с предметами); образно-действенный (решение задачи по схеме: «представление о предмете, выделение и анализ его свойств – практическое действие»); абстракто-символический (выполнение задания от начала до конца «в уме» – его практическая реализация самым рациональным способом). Во время психолого-педагогического обследования необходимо обращать внимание не только на слабые, но и на сильные стороны интеллектуальной деятельности ребенка. Полученные в ходе обследования данные, отражающие уровень обучаемости ребенка и некоторые его индивидуальные психологические черты, имеют важное значение, как для психологической характеристики отмечаемого нарушения развития, так и выбора организационной формы его обучения и воспитания.
3. Методические требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии
При составлении программы психолого-педагогического обследования ребенка обязательно учитываются его возраст, а также условия воспитания и обучения (например, воспитывался ли ребенок дома или в дошкольном учреждении компенсирующего вида, в ДОУ общего типа, в специальной или массовой общеобразовательной школе, по какой программе обучался и т.д.). Психолого-педагогическому обследованию обязательно должно предшествовать изучение медицинской и педагогической документации (педагогических характеристик и заключений из ДОУ и школ, рабочих тетрадей, рисунков и др.). Анализ этих документов позволяет правильно построить процедуру обследования. Так, например, обследование детей со сниженным слухом или системными нарушениями речи целесообразно начинать с предъявления заданий, которые могут быть выполнены без активного использования речи; обследование детей с выраженным отставанием в психическом развитии нужно начинать с предъявления самых простых заданий в игровой форме. С учетом содержащихся в характеристике данных во время беседы можно задавать вопросы, связанные с кругом интересов ребенка и его любимыми занятиями. В то же время во время беседы с ребенком не следует затрагивать неприятные для него темы. Можно рекомендовать начинать обследование с предъявления средних по трудности вариантов заданий. Практика психолого-педагогических исследований показывает, что обследуемый ребенок уже может устать, если перед предъявлением заданий средней сложности ему предлагают выполнить целую серию более простых заданий. В то же время не рекомендуется начинать обследование с предъявления трудного задания: это может смутить ребенка, лишить его уверенности в своих способностях и создать у него негативное отношение к процедуре обследования. При организации комплексного психолого-педагогического обследования, определении его содержания должны учитываться специфические для каждого вида нарушения проявления общих закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. • Так, для большинства детей с задержкой психического развития характерно снижение работоспособности и внимания, ярко проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу, нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустойчивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправленны по сравнению с деятельностью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормально развивающихся детей. • Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентировка, инертность, отсутствие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний детей об окружающем беден и очень поверхностен. (Например, дети младшего школьного возраста знают только основные цвета и геометрические формы.) Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки. С небольшой помощью дети могут проанализировать простую и конкретную, хорошо знакомую им ситуацию, понимают явный смысл сюжетной картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Вместе с тем у этих детей возникают затруднения в понимании даже простых текстов, смысла пословиц и метафор. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления. В процессе ориентировки в новом материале, при необходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических процессов и конкретность мышления. При выполнении интеллектуальных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении заданий, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они практически не используются при выполнении аналогичного задания. • Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедленность, инертность процессов мышления, дети медленно усваивают инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, обнаруживают неадекватность эмоциональных реакций, Их суждения во многих случаях носят формальный, поверхностный характер. Во время общения с обследующим дети проявляют склонность к резонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работать с наглядным материалом. • Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрением обычно выявляется в процессе анализа характера выполнения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они могут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за снижения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка. • У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровождающимися нарушениями интеллекта, нередко нарушено пространственное восприятие. Поэтому они затрудняются при выполнении заданий, основанных на ориентировке в пространственных отношениях, нередко – при отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов. Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предложенного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет устной речью, он может неправильно, неполно или неточно понять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инструкцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выполняет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушениями развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с речевой патологией). В связи с этим, при проведении обследования необходимо каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется: - задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности, он будет выполнять задание, какие предметы-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состоять то или иное действие и т.д.; - проанализировать начальные действия ребенка по выполнению предложенного задания, адекватность использования атрибутов деятельности; - до проведения обследования по основному заданию, обследуемому можно предложить предварительное задание, относительно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ребенок не может понять и предварительное задание, то используют при его объяснении наглядность и жесты. К основному заданию переходят только после того, как ребенок правильно выполнит предварительное. Особый методический подход к обследованию детей с нарушениями развития состоит в том, что предлагаемые им проверочные или тестовые задания должны быть по своему содержанию не только речевыми, но и наглядно-практическими (предполагающими действия с реальными предметами и оперирование наглядными образами и не требующими активного использования речи*). Если от детей, не имеющих отклонений в развитии, в большинстве случаев удается получить адекватный словесный отчет о выполнении задания, то у детей с недоразвитием речи (дети с речевой патологией, дети с нарушениями слуха, интеллекта и др.) возможности такого словесного описания своих действий резко ограничены. Исходя из этого, при изучении познавательных процессов у детей с недоразвитием речи широко используются их изобразительная и конструктивная деятельность. Рекомендуются, в частности, такие методики исследования, как воспроизведение предметных изображений после их кратковременной наглядной экспозиции, восстановление целостных изображений по матрицам Равена, воссоздание изображений предметов по разрезным картинкам, задания с использованием геометрических форм и др. Важным требованием к содержанию психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития является широкое варьирование включаемых в него заданий по их назначению и степени сложности для исследуемых. Так, в программу обследования помимо заданий, доступных для детей того же возраста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания, предназначенные для нормально развивающихся детей более раннего возраста. С другой стороны, в программе обследования, наряду с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории**, могут быть включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного задания не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении достаточно большого числа разноплановых заданий и отмечать наиболее характерные для него личностно-психологические особенности. Все задания психолого-педагогического исследования строятся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложности может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое – может с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказана помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки, использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичного задания и др. Для этого при организации обследования должна быть предусмотрена строго дозированная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полученных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием. Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдельное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить, решает или не решает ребенок поставленную перед ним задачу, а на то, чтобы выявить его реальные и потенциальные возможности, определить, при каких условиях он может справиться с предложенным заданием. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготским, должен быть реализован в каждом психолого-педагогическом исследовании особенностей психичес- кого и познавательного развития ребенка. Если проводится обследование ребенка (подростка) с нарушением поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хорошем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обусловлено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обследования до и после установления позитивного эмоционального контакта. Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет – за детским столом, с более старшими детьми – за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов. Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры исследования в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха. Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу в начале обследования ему необходимо дать интересное задание, которое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например, собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне важно, чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». Послеэтого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок впроцессе исследования не устал, а также для поддержания интереса кпроцедуре обследования, следует чередовать задания вербального и невербального характера, невербальные же задания – с различными приемами исследования (игровыми и графическими). Важное условие успешности обследования – приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть. Все результаты обследования фиксируются в протоколе, отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она может присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задания, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем, обследование должно проводиться в несколько «приемов». После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило, непродолжительная). Ее цель – уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие – нет, что было трудно, что – легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.). 4. Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анализировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетическое и физическое развитие. Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальноеразвитиевключает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).
|