Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория предельной полезности.






 

Теория спроса и предложения дает повод обратится к такой важной экономической проблеме, как проблема стоимости.

Основателем классической политэкономии Адам Смит, Давид Рикардо разработали трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость определяется производственными затратами. В марксизме величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, в среднем необходимым для изготовления данного товара, или, иначе говоря, общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ).

Однако очевидно, что с помощью одинаковых затрат труда можно создать разные товары, и у них будет индивидуальная стоимость. Отметим, что затраты труда – фактор, влияющий на величину стоимости со стороны предложения. Сторона спроса (потребителя), в значительной степени игнорируется.

Потребитель же в первую очередь обращал внимание на степень удовлетворения тем или иным товаром. То есть первоосновой стоимости для покупателя всегда была «полезность» блага.

Попытки разработать на ее основе теорию стоимости наталкивались на возражения, известные в экономической науке как парадокс Смита. Суть последнего сводится к следующему: если стоимость хоть как-то связана с полезным эффектом, то почему блага имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимый для всех (вода, хлеб) ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, бриллианты), ценится столь высоко?

В последней трети XIX века появилась новая экономическая концепция – теория предельной полезности, которой удалось объяснить парадокс Адама Смита. В рамках данной теории, разработанной представителями австрийской школы (Карл Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Вгуер) было доказано, что ценность блага для покупателя определяется не общей (суммарной) полезностью, а так называемой предельной полезностью, которую приносит каждая дополнительная единица потребляемого блага и именно предельная полезность лежит в основе цены блага.

Предельная полезность – это добавочная полезность, или удовлетворение, извлекаемое потребителями из каждой дополнительной единицы в конкретной продукции.

Полезность блага – это субъективное, индивидуальная для каждого потребителя величина. Она зависит не только от свойств товара и склонностей покупателя, но и от количества потребляемого блага.

Первая порция товара даст нам определенное количество полезности. Представим теперь, что мы потребляем вторую порцию. Общий объем полезности возрастает, поскольку вторая порция товара даст дополнительную полезность. Третья, четвертая порция этого же товара увеличивает общую полезность, но с потребление новых порций товара общая полезность возрастает все более медленными темпами. Уменьшается субъективная ценность каждой новой единицы блага. Это было названо законом убывающей предельной полезности.

Его можно проиллюстрировать графически:

Закон уменьшения предельной полезности легко и естественно объясняет закон спроса. Поскольку ценность новых единиц блага для нас постоянно падает, мы готовы приобретать все больше экземпляров товара только при условии снижения их цены.

Со временем маржинализм стал мощной теоретической системой, с помощью которой стали анализировать не только спрос (полезность), но и издержки. На основе маржиналистского подхода стали изучать экономические интересы и мотивы деятельности субъектов экономики.

Закон убывающей предельной полезности можно представить в табличной форме:

Кол-во, штук товара Общая полезность Предельная полезность
сумма предельных полезностей
     
     
     
     
     

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.