Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика научного творчества






Диалектика (Исходно в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин " Д." впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д. принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму)

Почему все движется? (саморазвитие, самодвижение)

Как осуществляется это движение? В метафизическом варианте – только путем чисто количественных прибавлений и уменьшений. В диалектике - это закон меры: как изменяется движение и самодвижение путем перехода количественных изменений в качественные.

Куда идет движение? В метафизике – 2 варианта: 1) уход в дурную бесконечность. 2) циклическое изменение по кругу.

Творчестово процесс человеческой деятельности, создающей качество новое, никогда ранее не созданное. Т. Стремится к созданию материальных и духовных ценностей. Т. Представляет собой возникающую в труде способность человека создавать на основе познания объективную закономерности новую действительность, удовлетворяющую общественным потребностям. В фил-ии это был один из основных вопросов, но решался он по-разному в различное время. Кант утверждал, что творческая деятельность – «продуктивная сила воображения, единство сознательного и бессознательной деятельности». Берксон в основе творческой деятельности – интуиция, кот. Противопоставлялась интеллекту. Тв. познание – это непрерывный поиск новых подходов, выводов, результатов, а фундаментом является осмысленное прогнозирование будущего. Т. – это деятельность порождающая новое качество, отличающаяся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, т.к. предпологает творца – субъекта творческой деятельности. В процессе Т. Создается новая реальность, нов. Условия сущ-ия человека.

В настоящий момент научное Т. подвержено процессам теоритизации (диалектизации). Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Процесс диалектизации (как и теоретизации) также конкретно-историчен и определяется предметом науки, особенностями данной ступени ее развития и другими факторами.

Можно без преувеличения сказать, что первые импульсы процесс диалектизации получил вместе с возникновением самой науки — и прежде всего благодаря созданию Декартом, а позднее — Кантом космогонических гипотез. С их появлением Земля и вся Солнечная система предстали как нечто ставшее во времени, т. е. как нечто возникшее естественным путем и развивающееся. Процесс диалектизации получил новый мощный импульс благодаря работам английских ученых — геолога Ч. Лайеля и биолога Ч. Дарвина, которые на большом фактическом материале доказали, что все в природе взаимосвязано и все в ней происходит в конечном счете диалектически, а не метафизически. Серьезное обоснование диалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, детерминизма и др. получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30—40-е гг. XIX в.), а впоследствии (с конца XIX — начала XX вв.) — благодаря созданию квантовой механики и теории относительности, а в современный период развития науки — благодаря крупным успехам синергетики — теории самоорганизации целостных развивающихся систем.

Сегодня многие мыслящие представители частных наук все более четко осознают, что «процесс диалектизации давно пошел» и продолжает расширяться и углубляться — хочется это кому-то или не хочется, нравится кому-то диалектика или нет.

Поэтому необходимо как можно скорее и основательнее «вытравлять» именно извращения диалектики (а не ее саму), дальше творчески развивать диалектический метод, вернуть ту свойственную ему роль, которую он всегда играл в мировой философии, — роль мощного методологического орудия — «стоящего на стороне субъекта средства» (Гегель), с помощью которого он познает и преобразует окружающую действительность, а «заодно» изменяется и сам.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.