Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная картина мира и ее эволюция.






Научная картина мира — это целостная система представлений о свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. Различают общенаучную картину мира и картины отдельных наук (физическую, астрономическую, биологическую и др.).

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает существование центрального теоретического ядра, кот обладает относ-ой устойчивостью и сохр-т св неизменность достаточно длительный срок. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохран-ия энергии, харак-ие основные св-ва универсума: пространство, время, вещ-во, поле, движ-е. Назнач-е науч к-ы мира как свода сведений сост в обеспеч-и синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

Эволюция совр-ой науч карт мира предполагает движ-е от класс-й к некласс-ой и постнекласс-ой картин мира. Европейская наука началась с принятия класс науч карт мира, кот была основана на достиж-ях Г. Галилея и И. Ньютона и господствовала на протяж достаточно продолж-го периода — до конца прошлого столетия. Она претендовала на монополию обладания истинным знанием. Естественно-научной базой данной модели была ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим полож-е дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.

Некласс карт мира, пришедшая на смену класс, родилась под влиян-м 1-ых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов класс механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Здесь возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор — случайность. Изменения осущ-ся, подчиняясь вероятностным законам и законам больших чисел. Новая форма детерминации вошла в науку под названием «статистическая закономерность».

Образ постнекласс карт мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и в любой данный момент времени будущее остается неопред-ым. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего опред-ся каким-нибудь незнач-ым фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В соврем-й постнекласс карт мира анализ обществ-ых структур предполагает исслед-ие открытых нелинейных систем, в кот велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. «Постнекласс наука расширяет поле рефлексии над деятель-ю, в рамках кот изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характ-ик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти, но и с ее ценностно-целевыми структурами».

Синергетикатеория самоорганизации, сделавшая св предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза, вкл-т в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возник-я порядка из хаоса. Попытки осмысления понятий порядка и хаоса, создания теории направленного беспорядка опираются на обширные классификации и типологии хаоса. Последний может быть простым, сложным, детерминированным, перемежаемым, узкополосным, крупномасштабным, динамичным и пр. Оправданная в человекоразмерном бытии социологизация категорий порядка и хаоса имеет своим следствием негативное отношение к хаотическим структурам и полное принятие упорядоченных. Это находит свое выражение в торжестве рационалистических утопий и тоталитарных режимов, желающих установить «полный порядок» и поддерживать его с «железной необходимостью».

В современ-й научной картине мира рациональность рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления, образец для всех сфер культуры. Она отождествляется с целесообразностью. Говоря об открытии рац-ти, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно.

Научную рац-ть связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. С од ст, в ней проявл-ся логико-методологические стандарты. С др ст, рациональность оказывается синонимичной истинности. И здесь на 1-ый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

Неклассическая научная рациональность берется учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Важным условием в деле достижения истины становится уточнение роли сопутствующих факторов и средств познания. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности.

Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия «рациональности науки», так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведения человека.

Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность и пр., т. е. все то, что до сих пор неуверенно признавалось равноправными составляющими концептуального анализа. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включения в нее систем типа: «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», кот сами явл порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным «очеловечиванием». И чел-к входит в картину мира, как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями, ценностными ориентациями несет в себе хар-ки, кот сливаются с предметным содержанием объекта. Поэтому постнекласс рациональностьэто единство субъективности и объективности. В этой системе можно увидеть и провозглашаемый еще с древности идеал духовного единства человека и мира.

Однако то, что представляется рациональным в «закрытой» рациональности, перестает быть таковым в контексте «открытой». Например, решение проблем производственных не всегда рационально в контексте экологических. Или деятельность, иррациональная с позиции науки, может быть вполне рациональной с других точек зрения, к примеру, с точки зрения получения ученой степени. Достаточно эвристическая идея открытой рациональности отражает очевидный факт эволюции науки. Вместе с тем, несмотря на существенные достижения современных наук в построении научной картины мира, не умолкают голоса скептиков, указывающих, что на рубеже третьего тысячелетия науке так и не удалось достаточным образом объяснить целый ряд явлений. Среди них — гравитация, возникновение жизни, появление сознания. Не удалось создать единую теорию поля и найти удовлетворительное объяснение массы парапсихологических или био-эпергоинформационных взаимодействий, которые уже не объявишь фикцией и чепухой. Выяснилось, что объяснить появление жизни и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и элементов невозможно. Такую гипотезу отвергает и сама теория вероятности. Ибо времени существования Земли недостаточно для вероятностного зарождения жизни.

Выход – в отборе единичных фактов взять отнесение к ценностям. Генрих Риккерт – разработчик. Эпохи различ не тем, что производится и не тем, как произв-ся, а принятыми сист-ми ценностей. Столь же важен механизм образования антиценностей, осн-ый на отторжении. Ведущей цен-ю, регулирующей процесс науч познания, явл истина. Как и др цен-ти, она имеет бинарную противоположность – ложь. Поэтому, говоря о стремлении к истине, добру и красоте, следует постоянно помнить о подстерегающей познающего и действующего субъекта опасности оказаться на дороге, ведущей в обратном направлении.

В дискуссиях между учеными, историками нередки взаимные обвинения в тенденциозном преподнесении или подборе фактов. Однако, ни один современный историк не будет видеть задачу ист иссл-я в изложении всех фактов без искл-я. Историк стоит на точке зрения истины как высшей познавательной ценности. Каждая теория тенденциозна в том смысле, что она членит ист реальность не так, как это делают конкурирующие теории, что она дает свой ракурс изображения действительности, неизбежно односторонний, как всякий взгляд. Т обр, тенденциозность – непременный атрибут не только лжи, но и истины.

Признание за истиной св-ва объективности не влечет автоматически ответ на вопрос о достижимости истины в ист исслед-х. Влиятельное в историографии XX столетия течение презентизма провозгласило неустранимость личной оценки исследователем событий ист чел-ва. Поэтому кажд поколение иссл-ей вынуждено переписывать ист заново с позиций совр-ти. Презентизм легко критиковать, Но даже далекие от презентизма исследователи с готовностью допускают в качестве специфической особ-ти ист познания неизбежность переоценки некоторых ист фактов. Хаар-ки времени, как прош, наст и буд либо должны опред-ся однозначно, либо не исп-ся вообще. Наст момент, в кот пишутся эти строки, один-единственный. А посему и прошлое, и будущ также единственны. Когда историк переоценивает ист факты и выводы, сделанные его предшественником, он имеет дело с др настоящим, и, след-но, с др прошлым и будущим. Ясно, что никакого изменения прошлого не произошло: оба высказывания могут быть истинными, относясь к разным временам.

Критерии истины. Практика как крит истины. Проверка теории на практике. Маркс. Эмпирические крит истины. Формой науч проявления крит практики явл эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки эмпирических следствий, выводимых из какой-либо теории. Эмпирических крит: верифицируемость теории (подтверждение), фальсифицируемость теории (опровержение). Логические крит. Важ-м их них является логич-я непротиворечивость, т.е. запрет на одновременное наличие суждений А и не-А внутри науч гипотезы или теории. Др важный логич крит истины — крит независимости аксиом, т.е. невыводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из др. Кроме этого выдел-т еще крит полноты теории. Семантическая полнота озн-т, что все сужд-я внутри данной теор-ой модели явл доказанными, а не произвольно введенными. Специфицированные теоретич крит. Крит внутр и внеш когерентности знания, т.е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории, а также желательность ее согласования с фундаментальным и непроблематизируемым знанием в науке.

Красота как крит истины. Данный крит присущ любому виду деят-ти людей и носит фундаментальный хар-р. Бытие и знание изначально эстетичны, а сл-но, и истина, и сам ее поиск должны быть прекрасными.

В целом можно констатировать, что современная эпоха общесист-го кризиса техногенно-потребительского менталитета и становления нового, антропокосмического мировоззрения, связанного с особым интересом к конструктивным возможностям чел-ого сознания и с развертыванием диалога между различными формами постижения бытия, заставляет по-новому взглянуть и на проблему крит-в истины.

Проблема универсальных критериев истины. Есть все основания предположить, что вступление в эпоху диалога и синтеза различных форм духовного опыта рано или поздно приведет к принятию единых критериев истины, не важно, носит ли эта истина научный, религиозный или философский характер.

Синтетичность. Современный этап в развитии цивилизации настоятельно требует синтеза знаний. Следовательно, органичное соединение в едином кристалле теории или дух учения различ-х, в том числе и противоположных, граней будет свидетельствовать об их истине.

Этичность. Истинное знание не может быть безнравственным

Экологичность. Любое знание не должно сегодня наносить ущерба природе или оправдывать такой ущерб ссылками на существование более высоких целей и ценностей человеческой деят-ти, нежели сохранение природного организма.

Открытость. Любое полученное знание должно подразумевать возможность своего дальнейшего развития и синтетического обогащения.

Но возможно, что самыми спасительными и глубокими окажутся в конце концов самые древние и ясные, но при этом наиболее сложные для практического исполнения жизнеустроительные истины человеческого бытия.

Т обр, истины не учат добру и они не обязательно красивы, скорее, наоборот – это чаще всего горькие истины. Научный инструментарий, способствующий познанию исторической истины крайне необходим для осмысленного отношения к истории, для развития качественного гуманитарного образования, воспитывающего у современного человека чувство времени, сопереживание прошлому, ответственность за свои мысли, дела и поступки, которые также каждый миг становятся уже прошлым, где история все теснее смыкается с феноменологией действия.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.