Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль философских идей, принципов и методов в обосновании и развитии научного знания.






Идеи и принципы входят в состав фс оснований науки (ФОН). Обеспечивая эвристику поиска, эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных стр-р Н и картин реальности, а затем применяются для обосн-я получ-х рез-ов - новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение фс эвристики и ФО не является обязательным. Может случиться, что в процессе форм-я нов представл-й, исслед-ль использует одни фс идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую фс интерпретацию, и только так они обретают признание и включ-ся в культуру.

В наибольшей степени фс влияет на научное познание при построении теорий. Это наиболее активно происходит в периоды " крутой ломки" понятий и принципов в ходе научных революций.

Если говорить более конкретно, то влияние фс на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы " при переходе от умозрительного к фундаментальному теор исслед-ю выполняют своеобразную селективную ф-цию. Последняя заключается в том, что из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, кот согласуются с его мировоззрением.

Например, А. Эйнштейн при создании своей теории относительности особое внимание обращал на такие фс принципы (фсп), как причинность, наблюдаемость, относительность пространства и времени (и зависимость их свойств от движущейся материи). При формировании квантовой теории большую роль играли такие философские принципы, как принцип диалектического противоречия (в форме принципа дополнительности), принцип соответствия (диалектическое отрицание), принцип активности субъекта, принципы детерминизма и причинности (в их различных формах) и др.

Фсп в качестве селекторов " работают" только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нем " участвуют" опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, " философские соображения" и др.

Следует иметь в виду, что неверные, " дурные" фсп могут привести к построению правильной теории, и наоборот, руководствуясь принципами " хорошей" философии, ученый может прийти к ошибочным выводам. Фсп - лишь один из многих факторов научного поиска - наряду с опытом, воображением, фантазией, интуицией и т.п. Следовательно, даже при наличии " безупречных" фсп положительный научный результат еще отнюдь не гарантирован. Если такие принципы адекватно отражают объективную реальность и ее атрибуты, то выбор (при прочих равных условиях) может привести к успеху, и наоборот.

Существенное влияние на развитие познания фс оказывает своей " умозрительно-прогнозирующей" функцией. Речь идет о том, что в рамках фс вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для Н обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфс, но не только она. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным фактом лишь в XVII-XVIII вв. Таков развитый в философии Лейбница категориальный аппарат, выражающий некоторые общие особенности саморегулирующихся систем. Таков и гегелевский аппарат диалектики, " предвосхитивший" сущностные характеристики сложных саморазвивающихся систем, в том числе и идеи синергетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.).

Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев ф-цию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его - особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой " основе", вряд ли будут истинными.

Воздействие фсп на процесс науч исслед-я всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции " нижележащих" методологических уровней.

Следует иметь в виду, что роль фсп довольно часто маскируется многообразными по своей природе " затемняющими обстоятельствами". Поэтому чаще всего требуется очень тонкий и глубокий анализ для выявления этой роли, которую не следует ни недооценивать ни переоценивать.

Таким образом, недопустимо рассматривать общие философские положения, руководящие принципы и идеалы в качестве прямых средств объяснения конкретных ситуаций и решения специфических научных проблем. Это лишь самые общие абстрактные схемы, которые должны быть вписаны в конкретный материал, ибо они сами по себе ничего не определяют и ничего не объясняют.

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.