Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие науки в русском космизме и органицизме(15)






Космизм – это философское учение о космической функции человека, который из следствия саморазвития субстанции превращается в причину ее дальнейшего саморазвития. К. предстает в трех направлениях: религиозно-философском, научном и художественно-эстетическом. Зачинатель русского К. - Н.Ф. Федоров. Основные представители научной ветви: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.П. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др. Непосредственной концептуальной основой возникновения К. является русский органицизм XIX – XX веков. Косми́ зм (греч. κ ό σ μ ο ς — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. [1] определение, закрепившееся за некоторыми течениями отечественной философской и научной мысли XX в. Под это определение попадают неоднородные направления философии: прежде всего сциентистские течения, вводящие принцип единства космических процессов и основных направлений развития человека, в т. ч. - социальных, научно-технических, социобиологических, психо-физических. Определение Р. к. также применяется к основным учениям философии всеединства (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский) и религиозному персонализму Н. А. Бердяева. На пересечении научно-философских и религиозно-философских направлений Р. к. находится " философия общего дела" Н. Ф. Федорова. Наиболее существенный мотив Р. к. - идея непрерывной эволюции, с развитием человека выходящей на уровень активной эволюции как единства сознательно направленных процессов духовного, психо-физического, социального и технологического совершенствования человечества - основного элемента общей эволюции органического мира. Этот мотив появляется в философской традиции уже в XVIII в. Так, Ж. Бюффон говорит о наступлении " царства человека" в общем движении поступательного развития жизни в ее основных формах. И. Г. Гердер выдвигает идею " богоподобной гуманности" как новой фазы развития человека, преодолевающего свое природнофизическое и социальное несовершенство благодаря потенциальной безграничности духовных возможностей. А. Н. Радищев, полагая человека верхней ступенью совершенствования живых существ, ставил вопрос о возможности дальнейшего развития природы, обретшей в лице человека разумность, духовность, способность к сознательному самоопределению. Особое значение для кристаллизации Р. к. как целостного и многообразного научного и философского течения имели эволюционная теория Ч. Дарвина, теория " цефализации" Дж. Дана, американского геолога и минералога, его соотечественника и коллеги Дж. Ле Конта, развивавшего учение о " психозойской эре" в развитии жизни. Идею " психозоя" разрабатывал американский геолог Ч. Шухерт. Русский геолог А. П. Павлов также пришел к выводу о необходимости выделения особой геологической эпохи, начинающейся с появлением человека и названной им антропогенной. Наиболее влиятельная научная теория в русле Р. к. - теория ноосферы В. И. Вернадского.

Органицизм не представляет собой философской школы в традиционном смысле, его скорее можно определить, как мировоззренческое направление с концептуальным ядром и размытыми краями – как в смысле теоретического содержания, так и в смысле представителей этого направления. Содержание О. раскрывается посредством пяти основных мировоззренческих принципов: всеобщности жизни, целостности, естествености, деятельного подхода к исследованию единого природно-социального организма, гармонии. Как явление социологической мысли О. развился из естесственных наук (биология, география) в России и на Западе практически одновременно. Открытия ученых способствовали интеграции естественно-научного и социального знаний.

О. сложился на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция О. основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления. Наука в условиях жизни на Земле приобрела роль решающего фактора, первостепенного по своей значимости. Мировоззрение и методология космизма – главное, решающее, с чем современная наука вступает в новую эпоху. Наука, продуцирующая свои гипотезы и теории не в горизонте космического миропонимания, развивается в парадигме геоцентризма. Что революционного несет в себе космическая картина мира?

Во-первых. Космизм как мировоззренческое основание науки заставляет видеть и отыскивать в любом изучаемом объекте не только его ближайшие или даже отдаленные, но все же земные факторы детерминации, но и космические зависимости. Они незримы, но оттого не перестают быть реальными и значимыми; отрыв от этих зависимостей, непринятие их в расчет попросту искажают суть изучаемого. Вернадский утверждал: " Научно понять - значит установить явление в рамки научной реальности - космоса" Во-вторых. Ученые-космисты осмысливали еще в начале ХХ века уже устоявшиеся и вновь возникающие открытия науки с точки зрения событий самого космоса. Циолковский несколько десятилетий размышлял над вторым началом термодинамики, особенно трудно соглашаясь с доказательством теории " тепловой смерти Вселенной". Он обосновал закон "...обратимости энергии в масштабах не только всего Космоса, но и ограниченных замкнутых космических систем. Антипостулат энтропии..." 2 .Поразительны и грандиозность замыслов - сама идея об освоении космоса человеком, - и одновременно строгость научных доказательств и расчетов, с точки зрения этих показателей теоретические изыскания ученых-космистов удовлетворяли самым обвинения в утопичности подобных замыслов, их бредовости, отсутствии всякой опоры на науку. В-третьих, самое главное, - в центре внимания русских ученых-космистов был человек, а проблемы жизни человечества в условиях Земли явились побудительным мотивом к исследованиям космоса. Адекватным названием их мировоззрения м.б. понятие " антропокосмизм". Идея единения человечества в мировом масштабе во имя спасения себя как вида и выбора космоса как полиса жизни при техногенной катастрофе.

И, наконец, русские ученые-космисты заложили новый тип научного мышления, радикально отличающийся от новоевропейского - крушение устоявшейся дифференциации наук и сочетание несочетаемых областей знания - медицины и астрономии, геологии и космологии, истории и учения о солнечной активности и другого. К. в своих принципиальных идеях возникает не из эксперимента, а из эстетического созерцания природы, является плодом теоретико-созерцательной деятельности, что присуще философскому и художественному образам мышления. Поэтому Циолковский и Чижевский были глубоко убеждены в возрождении натурфилософского стиля мышления в науке будущего, а Вернадский свои идеи называл философскими мыслями натуралиста







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.