Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства.






Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во воз­никает как продукт сознательного творчества, как результат догово­ра, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естествен­ном», первобытном состоянии. Г- во — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу кото­рого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод. В итоге у правителей и общества возни­кает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою тер­риторию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правите­лями. Очевидна недооценка в происхождении государственности Объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и обществен­ном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными на­родами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс воз­никновения многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первен­ство социально-экономическим.

Теологическая теория является самой древней. Ее создатели считали, что гос-во вечно существует в силу божественной воли и каждый обязан подчиняться ей. Царь приравнивался богуО божественном происхождении гос-ва говорилось в законах Хаммурапи, в послании апостола Павла римлянам.

Патриархальная теория была распространена в Др. Греции и Риме, а также в средневековье. Основателем считается Аристотель, который считал, что гос-во представляет собой естественную форму человеческой жизни. Люди стремились к образованию патриархальных семей. Увеличение количества этих семей привело к созданию гос-ва. Государственная власть является продолжением и развитием отцовской власти. В России эту идею поддерживали Михайловский и Покровский, которые считали гос. Власть выросла из отцовской власти. Отсюда пошла вера русского народа в отца народа, царя, вождя и т.д. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в эпоху сталинизма.

Марксистская теория изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва».Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение гос-ва с частной собственностью, расколом общества на классы.. Государство выступает как продукт непримиримых классовых противоречий.

Также существует учение о гос -ве Гегеля. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, гос-ва и права лежит абсолютное духовное и разумное начало – абсолютная идея (мировой дух). В работе «Философия права» он критикует теорию договорного происхождения гос-ва. Гегель признает идею о том, что основанием гос-ва является общая воля, но эта воля носит не субъективный, а объективный характер. Она представляет собой само по себе разумное начало, независимое от воли отдельных лиц. По Гегелю, гос-во это высшая форма реализации нравственности, оно не служит чьим-либо целям, а является абсолютной самоцелью.

Органическая теория (Спенесер) считает гос-во результатом органической эволюции, а ее разновидностью является социальная эволюция. Как в природе выживают самые приспособленные, так и в обществе в процессе войн, завоеваний происходит естественный отбор. Гос-во – организм, отношения между частями которого аналогичны отношениям между частями живого организма.

Психологическая теория объясняет происхождение гос-ва психическими качествами человека Петражицкий говорил о потребности человеческой психики подчиняться воле выдающихся личностей. Причины возникновения гос-ва заключаются в тех способностях, которые приписывали вождям, жрецам и т.д. Их магическая сила делала сознание остальных людей зависимым от его воли. Но есть люди, которые были не согласны с их силой и для того чтобы усмирить их и возникло государство.

Также существуют и другие теории, не получившие развития. Это спортивная теория (Древняя Спарта), Ирригационная теория (Др. Восток).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.