Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма гос. правления. Монархия и республика как осн-е формы гос-го правления.






Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства.

Основными формами правления, которые существовали в различ­ные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Юридические свойства монархии:

бессрочное, т. е. пожизненное, пользование властью;

занятие трона по наследству или по праву родства;

представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а до собственному праву;

безответственность главы государства (в Швеции в 1809г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Монархами у различных народов были короли, цари, императоры, шахи, шахиншахи, султаны, правители и т, д. Но во все эпохи монарх — единоличный глава государства, как правило, наследственный. Это основное свойство монархии как формы правления. Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих пол­номочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с по­мощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Ограниченная. Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи, естественно, неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Конституционная монархия возникает в период становления бур­жуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парла­ментом. Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутству­ют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредо­точена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный харак­тер. Фактически и юридически власть разделена между правитель­ством, формируемым монархом, и парламентом, который законода­тельствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Прави­тельство образуется независимо от партийного состава в парламенте. В парламентарной монархии король царствует, но не правит; пра­вительство формируется парламентом из представителей определен­ных партий (или партии), получивших большинство голосов на вы­борах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой прави­тельства; законодательные акты принимаются парламентом и фор­мально подписываются монархом; в законодательной, исполнитель­ной и судебной сферах власть монарха фактически символична.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени/Малайзия и Объединенные Араб­ские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сбли­жает монарха с президентом, а форма правления приближается к респуб­ликанской. Однако оба названных государства являются, несом­ненно, монархиями, так как главой государства может быть избран толь­ко один из правителей его составных частей. В Малайзии из тринадцати монархов девять являются наследственными, они образуют Совет пра­вителей и избираются по очереди но особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией.

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляет­ся выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика, как и монархия, в различные эпохи воплощала госу­дарственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью, и поэтому принимала конкретно-исторический облик.

История государственно-организованного общества знает несколь­ко основных разновидностей республиканской формы правления, ко­торые зарождаются еще в условиях рабовладения.

Демократическая республика существовала в Афинском государ­стве (V—IV вв> до н. э.), что обусловливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной вла­сти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди го­сударственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету пятисот)г которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции,

Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н. э.) и Римское государство (V-II вв. до н. э.), выражавшие преиму­щественно интересы аристократической части населения.

В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция — в Италии; Нов­город и Псков — в России; вольные города в Гер1мании> Англии, Фран­ции). Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми при­знается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т. п. Наиболее важная особенность заключа­лась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики — формы, неизвестные прежним эпохам. Парламентарная республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации! государственной жиз­ни принадлежит парламенту. Правительства формируется парла­ментским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном; случае правительство либо уходит 6 отставку, либо через главу государства добивается рос­пуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной: функцией парламента является законодательная деятель­ность и контроль за исполнительной властью, разработка и утвержде­ние государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внеш­ней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно ши­рокими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является глав­нокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер-ми­нистр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность; перед парламентом.

Президентская республика — разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государ­ства и главы правительства в одном лице (СЩА), либо непосредствен­но участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарла­ментским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной рес­публике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председатель­ствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противо­весов.

Социалистическая республика — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демо­кратической республикой, обеспечивающей полновластие трудящих­ся во главе с рабочим классом.

Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

ограничение власти главы государства, законодательных и ис­полнительных государственных органов конкретным сроком;

выборность главы государства и других верховных органов госу­дарственной власти;

ответственность главы государства в случаях, определенных за­коном;

представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответ­ственность личности и государства.

В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархий, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоотношения такие же, как и в парламентарной монархии.

В условиях существования тоталитарных систем в республиканских государствах имеются признаки монархической формы правления — несменяемость главы государства. Это не просто резкое усиление вла­сти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а воз­никновение президентско-монистической республиканской формы правления. Если в суперпрезидентских республиках в конституции предусматривалось периодическое переизбрание главы государства, то в президентско-монистических республиках в конституции предусмат­ривалось «пожизненное президентство» или «руководство государ­ством» (Сукарно в Индонезии, И. Б. Титр в Югославии, Ф. Маркое на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.