Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть. Система судебных органов гос-ва.






Судебная власть представляет собой самостоятельную и неза­висимую сферу публичной власти. Судебная власть выступает как:

совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, граж­данских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном соответствующим процессуальным законом. Сюда относятся также и иные полномочия: по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд РФ), контрольные полномочия (например, проверка законности ареста или задержания), некоторые другие второстепенные полномочия; система государственных органов, осуществляющих выше­ упомянутые полномочия.

Следует отметить, что четкого правового определения терми­на «судебная власть» в российском законодательстве пока нет. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» трактуется исходя из различ­ных оснований - либо функциональных (как правомочия), либо ин­ституциональных (как система судебных органов или конкретный суд). В связи с этим в судебной власти необходимо выделять ту и другую сторону в их взаимосвязи.

Судебная власть обладает рядом признаков:

- исключительность судебной власти. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органа­ми - судами в лице судей и привлекаемых в установленном зако­ном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответ­ствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону. Решения суда не тре­буют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособлен­ную систему, не входящую в другую государственную структуру. Взаимоотношения судов с органами законодательной и исполни­тельной власти осуществляются в рамках закона, гарантирующе­го независимость судей и подчинение их только закону. судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом Судопроизводство есть форма реализа­ции судебной власти, определенный порядок рассмотрения дел су­дами. Закон регламентирует всю деятельность судов, а также устанавливает правила принятия судами решений при рассмотре­нии конкретных дел. Подобная детальная регламентация деятель­ности судов и точное исполнение судами всех процессуальных тре­бований предусмотрены в интересах установления всех фактических обстоятельств дела и вынесения обоснованного и законного решения.

Конституционный Суд осуществляет свою деятельность в со­ответствии с Законом «О Конституционном суде РФ». Уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство регулируется пра­вилами, установленными соответственно Уголовно-процессуаль­ным, Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуаль­ным кодексами. По делам об административных правонарушени­ях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях.

- обязательность судебных постановлений (властный ха­рактер полномочий суда). Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов,
организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда носит ха­рактер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения вынесенного судом решения, органы, исполняющие судебные решения, могут приме­нить принудительные меры для их реализации.

- подзаконность судебной власти означает, что компетент­ность судов определяется действующим законодательством и, прежде всего, Конституцией РФ. Законодательная власть не вме­шивается в деятельность судов. При этом реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Так, Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции).

 

12. Форма гос-ва: понятие и содержание

Категория «форма государства» непосредственно связана с катего­рией «сущность государства» в основном понятийном ряду теории го­сударства и права.

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «фор­мообразования», организации и функционирования государства, явля­ется в этом отношении научной, практически истинной абстракцией. Вне анализа этой стороны государства невозможно понимание спосо­бов реализации его сущности. Эта чисто познавательная сторона кате­горий соответствует и объективному положению — неразрывной связи государства как организации политической власти, выражающей как общие, так и частные интересы экономически господствующих полити­ческих сил, стоящих у власти, со способами его организации.

Традиционно считается, что под формой государства следует пони­мать организацию политической власти в государстве, взятую в един­стве трех ее основных элементов (или сторон): формы правления, фор­мы государственного устройства и политического режима. как: форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования; форму государственного устройства (государственного единства) — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пре­делах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой; политический режим (государственный режим) — совокупность
приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый — «политическую динамику», отражающий из­менения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. Данный подход встречает и возражения, так как поскольку форма есть организация содержания, то она не может быть совокупностью ее же сто­рон, ибо форма любого явления вообще не может быть единством, сово­купностью элементов. Таким образом, данное понятие формы государ­ства по определению соответствует содержанию, между тем под формой следовало бы понимать различные способы связи между указанными элементами. Кроме того, политический режим включается как однопорядковый элемент наряду с формой правления и формой государственного устройства, хотя по отношению к ним он выступает определяющим: фактором. «Практически политический режим может реализоватьсятолько в определенной форме правления и форме государственного устройства, вне которых он не может существовать». Все три стороны (свойства) формы государства составляют органичес­кое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политичес­кому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влия­ние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.

Демократический политический режим в классическом выражении реализуется в такой форме правления, когда законодательные органы формируются путем демократически организованных выборов с учас­тием оппозиции, когда обеспечивается система сдержек и противове-сов властей в государстве/эффективна судебная и конституционная власть, местным органам предоставляется в известной форме самоуп­равление, вплоть до признания за отдельными ее частями суверените­та.

Несмотря на существенную роль политического режима, не следует отождествлять его с понятием формы государства в целом, а форму правления или форму государственного устройства рассматривать как элементы или составные части политического режима, даже ссылаясь на известное положение о том, что демократия — это родовое понятие формы государства.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах — от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.