Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как субъект политики.






В современных политических системах большинства стран роль личности огромна. Сегодня ряд ученых весьма активно разрабатывает эту проблему. По их мнению, любая личность объективно участвует в политич. деят-ти. Степень понимания ее механизма, желания и умения в нее включаться предопределяет место гражданина в сфере политики. Чаще всего это приобретается, иногда достается по наследству, происхождению, даже в силу обычаев, традиций. Но всем доступно участие в выборах, членство в какой-либо организации и др. По отношению к политике, проводимой теми или иными силами, личность м.б. и субъектом и объектом.

Сама проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и меры ее влияния на политич. власть в лице прежде всего гос-ва и его органов. В связи с этим выделяют разные типы политич. поведения личности: личность с высокой политич. активностью; личность с различным уровнем компетентности; личность компетентного критика (в том числе и к собственной деят-ти); пассивная личность с нейтральным или негативным отнош-ем к политике; аполитичная и отчужденная личность с негативным отнош-ем к своему участию в политике.

Политически активная личность как субъект политических действий – это человек, кот. а)входит в какую-либо организацию; б)финансирует политич. организацию или выборную кампанию кандидата; в) регулярно посещает политич. митинги; г) принимает участие в избирательных компаниях; д)письменно обращается с политич. вопросами к законодателям, должностным лицам или в прессу; е) обсуждает политич. проблемы с другими людьми.

Граждане, проявляющие пассивность не могут быть подлинными субъектами политики; они чаще всего явл-ся объектами политич. манипуляций. Если личность – субъект политич. отношений в той мере, в какой она может влиять на эти отнош-я, значит, она должна нести ответственность за свои действия и их последствия. Это часто удерживает многих людей от личного политич. участия; они предпочитают роль критика, стороннего наблюдателя.

По политич. статусу и степени включенности индивидов в политику их можно подразделить на рядовых участников и профессиональных политиков. К первым относ-ся лица, кот. лишь участвуют в выборах, референдумах, в массовых обществнно-политич. действиях. К профессиональным политикам относ-ся люди, для кот. эта деят-ть явл-ся осн. занятием. Это лидеры партий, движений, депутаты, политич. руководители.

 

24. Государство: понятие, генезис, функции.

Важнейшим элементом политич. системы общ-ва явл-ся гос-во.

Сущ-ют разл. концепции, объясняющие причины возникновения, значение гос-ва в жизни общ-ва.

На заре чел. цивилизации основными были представления о том, что земные порядки, в том числе и гос-ва, - это установление божье. В Античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении гос-ва. Т.е. вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, объединение неск-х селений составляет гос-во. Цель создания гос-ва – общение между семьями и родами ради благой жизни.

Близка к этой концепции патриархальная теория (Фильмер). Согласно ей гос-во – это расширенная форма патриархальной власти во имя всеобщего блага, кот. возникла в результате объединения родов в племена, племен – в большие общности и т.д.

Примерно в то же время широкое распространение получила договорная концепция (Гоббс, Локк, Жан-Жак Руссо). С ее точки зрения гос-во возникло как результат договора м/ду правителем и подданными с целью обеспечения порядка и соблюдения прав граждан. Подданные при этом добровольно соглашаются на ограничение своей свободы, подчинение политич. власти.

Следует выделить социально-экономическую концепцию происхождения гос-ва, основы кот. были заложены Платоном, считавшим, что гос-во возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают гос-во, крестьяне и ремесленники работают). Совершенный вид эти идеи приобрели у Маркса, Энгельса, Ленина. В возникновении гос-ва они первостепенное место отводили разделению труда в общ-ве, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на непримиримые классы.

Политолог Вятр выделил неклассовую природу происхождения гос-ва. Факторы: угроза извне, способствующая организации общ-ва; влияние др. гос-в - например, Рима; этнические различия (легче идет соц. расслоение); географические факторы (необходимость совместного строит-ва чего-либо, нпр) и т.д.

В целом все концепции можно разделить на те, кот. отстаивают пользу гос-ва, его активную положительную роль в жизни общ-ва, эти концепции наз. этатистскими и те, кот. рассм-ют гос-во как социальное зло (антиэтатистские). Такой подход сущ-ет у представителей анархизма (Бакунин), кот. считали гос-во социальным злом, орудием насилия над личностью, олицетворением эксплуатации, кот. необходимо «взорвать» для достижения свободы.

Гос-во – это политич. форма организации общ-ва, возникшая в результате общественного разделения труда и образования классов. Это сложная, многоуровневая система, осн. элементами кот. являются органы законодат., исполнит. и судебной власти, охраны общественного порядка и гос. безопасности, частично СМИ. Оно характериз-ся наивысшей концентрацией власти, наиб. способностью к решению общественных проблем.

Осн. атрибуты (элементы) гос-ва: территория, население, власть

Отличительными признаками гос-ва, кроме вышеперечисленных, явл-ся: суверенитет (т.е. верховенство гос. власти внутри гос-ва и независимость вовне); монопольное право на применение принуждения; монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Сущность и соц. назначение гос-ва выражается в его функциях, кот. делятся на внутренние и внешние. 1. Внутренние: а) экономическая (выработка экономич. политики; управление гос. организациями и предприятиями; установление правовых основ ценовой политики; регулирование внешнеэкономических отнош-й); б)социальная, гл. назначение кот. обеспечить общественные гарантии занятости трудом, соц. защиту нуждающихся в ней граждан; в)экологическая, предусматривающая защиту окружающей среды; г)налогообложения; д)защиты прав и свобод граждан.

2. Внешние: защита интересов данного гос-ва на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции другими странами, участи в международном разделении труда. Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.