Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избират. система как политич. институт. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.






Избират. система – это порядок орг-ции и проведения выборов, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиб. распространенными типами избират. систем являются мажоритарная и пропорциональная.

Ее принципы: а) всеобщность (каждый гражданин достигший 18 лет имеет право избирать, кроме заключенных и недееспособных); б) свободные выборы (каждый лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать); в) Равные выборы (избиратели имеют равное кол-во голосов); г) прямое избират. право (избиратель голосует непосредственно за кандидата); д) тайное голосование (контроль запрещается).

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства. Согласно этому принцип избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), получивший установленное большинство голосов. Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (50% + 1 голос) (Австрия, Франция, РБ) и мажоритарную систему относительного большинства, т.е. больше чем у соперников (Великобритания, Канада, США). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре сложно. по этой причине в странах, где испол-ся мажоритарная система в один тур (нпр., Великобр.), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал менее 50% голосов. В тех же странах (нпр., Франции), где ни один кандидат не получает требуемого кол-ва голосов (50%+1 голос от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12, 5% голосов. Во втором туре победителем признается кандидат получивший относительное большинство голосов избирателей. В РБ также испол-ся система абсолютного большинства, но в отличие от Франции, во второй тур выходят два кандидата, набравших наиб. число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов. поданных против него.

Гл. достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политич. и экономич. нестабильности в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. кроме того она предполагает формир-е крупных политич. партий и блоков, способствующих стабилизации жизни гос-ва.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны существенные недостатки. Осн.: она не полностью выражает политич. волю населения. Здесь может не учитываться воля 49% голосов избирателей, если нет подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Также эта система не дает адекватного соотнош-я м/ду поддержкой, кот. получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в некот. округах, получит несколько мест, в крупная партия, рассредоточенная по всей стране, может не получить ни одного места.

Т.о. мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно о том, насколько полно политич. состав избранных органов власти соответствует политич. симпатиям населения. Она на 1е место выдвигает эффективность управл-я гос-вом за счет неравномерного распределения мандатов между конкурирующими политич. партиями.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности м/ду голосами и завоеванными мандатами.

Выборы, проводимые в этой системе явл-ся строго партийными (каждая из партий выдвигает свой список кандидатов). Если применяется система «жестких» списков, то избиратель голосует за список той или иной партии целиком (Израиль, Испания). При этом распределение полученных мандатов внутри списка партии осущ-ся в соответствии с тем порядком, в кот. кандидаты расположены в списке (Пример: если семь кандидатов, а партия выиграла три места, то депутатами становятся первых три кандидата). В ряде стран применяется система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Может также прим-ся система полужестких списков, при кот. первое место, завоеванное партией, предназначено первому кандидату, а остальные распредел-ся м/ду кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Сущ-ет еще и система списка, наз. планширование (смешивание). Она позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.

Результаты голосования определяются по установленной квоте, т.е. минимум голосов для избрания одного депутата. Квота опред-ся путем деления общего числа поданных по данному округу (стране) голосов на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран действует также избирательный порог. Т.е. для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного % голосов избирателей.

Преимущества по сравнению с мажорит. системой: 1. Она позволяет создать такие центр. и местные представительные учреждения, состав кот. более адекватно отражает фактическое соотнош-е партийных сил в стране; 2. Эта система, если она не искажена какими-либо дополнит. правилами (типа планширования, избират. порога), обеспечивает представительство даже небольшим партиям.

Недостатки явл-ся продолжением ее достоинств. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено более десятка партий, затруднено формир-е правительства, кот., как правило, нестабильно. Также пропорцион. система не дает возможности избирателям оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Сущ-ет и смешанная избират. система, кот. включает элементы мажоритарной и пропорцион. избират-х систем. При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорцион. системе с помощью партийных списков. При этом каждый избиратель обладает двумя голосами: один он подает за конкретного кандидата, второй – за список кандидатов определенной партии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.