Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Капитал предприятия, его структура. Активный капитал: основной и оборотный. Пассивный капитал: собственный и заемный.




Капиталом предприятия называется стоимостная (денежная) оценка всего принадлежащего ему имущества.Это означает, что в величину капитала фирмы помимо стоимости машин, оборудования, сооружений и т.д. включаются: стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства (земля, патенты, торговая марка и т.п.). Величину капитала фирмы дополняют имеющиеся у нее денежные средства и их финансовые активы, которые могут быть в любой момент использованы для пополнения любого фактора производства.
Различные элементы капитала в процессе производства товаров и услуг ведут себя по-разному. Если взять, например, такую часть капитала, как сырье, материалы, то их участие в создании новых товаров скоротечно, то есть если они поступают в процесс переработки, они тут же меняют свою форму: из материала они превращаются в готовое изделие. В это же время машина, участвовавшая в превращении сырья, материалов в готовые изделия, остается прежней и в последующем повторяющемся цикле производства остается той же машиной, и так на протяжении длительного времени.

В этой связи капитал фирмы, предприятия делится на:

- оборотный - первая часть капитала, в которую входят сырье, материалы и аналогичные им другие элементы капитала;

- и основной - вторая часть капитала, в которую входят машины, оборудование, здания, сооружения.

К оборотному капиталу относятся все оборотные активы предприятия, а именно: сырье, материалы, топливо, электроэнергия, полуфабрикаты, денежные средства предприятия, используемые на оплату труда. Стоимость оборотного капитала, участвующего в создании товара, формирует будущую цену продукта и после его реализации вновь возвращается на предприятие, чтобы снова быть использованной.
Основной капитал, являясь главной составной частью имущества любой фирмы, всегда выступает в такой материальной форме, как здания, сооружения, постройки, машины, станки, оборудование, транспортные средства, всем тем, с помощью чего осуществляются многочисленные циклы производства. В нашей стране основной капитал принято также называть основными фондами. Когда речь идет об оборотном и основном капитале на передний план в характеристике особенностей указанных частей капитала фирмы выступает критерий времени.

Основной капитал в отличие от оборотного не только функционирует более продолжительное время, но и имеет высокую стоимость. Это создает в рамках предприятия соответствующие финансовые проблемы, связанные с обновлением и приобретением основных фондов. Поскольку стоимость основных фондов переносится на вновь создаваемый продукт по частям и длительное время в количествах, равных износу соответствующего оборудования в виде амортизационных отчислений, то проблема инвестиций в новое оборудование является особым и сложным вопросом развития производства. Эта сложность выражается в том, что разного рода новые капиталовложения могут осуществляться или за счет внутренних накоплений (экономии средств), или за счет внешних заимствований.



Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и без особого труда меняют свою товарную форму на денежную - и обратно. На деньги закупаются сырье, материалы и другие компоненты оборотного капитала для последующей переработки и изготовления готовой продукции, после продажи которой на предприятие вновь возвращаются деньги.

Денежный эквивалент оборотного капитала называется оборотными средствами фирмы. Постоянное наличие достаточного объема оборотных средств является одним из важнейших показателей успешного ведения текущего бизнеса. Без оборотных средств невозможна дальнейшая закупка сырья, материалов, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С наличием достаточного объема оборотных средств связана и финансовая устойчивость предприятия. Стабильно работающие предприятия постоянно держат значительную часть денежных средств в банке. Это позволяет им осуществлять текущие закупки и платежи (собственные оборотные средства). Если же таковых недостает, то они, имея открытые кредитные линии в банках, приобретают необходимые средства путем получения кредита (заемные оборотные средства).

Собственный капитал есть часть стоимости активов предпри­ятия, достающейся его собственникам после удовлетворения требо­ваний третьих лиц. Оценка собственного капитала может быть вы­полнена формально (причем одним из двух способов: по балансо­вым оценкам, т. е. по данным текущего учета и отчетности, или рыночным оценкам) или фактически, т. е. в случае ликвидации предприятия.



В известном смысле собственный капитал можно трактовать как аналог долгосрочной задолженности предприятия перед своими собственниками (данное утверждение не следует по­нимать буквально, поскольку собственно предприятие не имеет обязательства вернуть средства собственникам; последние могут по­лучить определенный эквивалент вложенных ими средств либо че­рез механизмы рынка, либо после ликвидации предприятия).

Фор­мально собственный капитал представлен в пассиве баланса в той или иной градации; основными его компонентами являются устав­ный, дополнительный и резервный капиталы, а также нераспреде­ленная прибыль.

Заемный капитал есть денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами.

В отличие от собственного заемный капитал: а) подлежит возврату, причем условия возврата оговариваются на момент его мобилизации; б) постоянен в том смысле, что с позиции поставщиков капитала номинальная величи­на основной суммы долга не меняется (если банк предоставил долго­срочный кредит в размере 10 млн долл., то именно эта сумма и будет возвращена; напротив, вложение аналогичной суммы в акции может с течением времени сопровождаться как доходами, так и потерями).

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьи­ми лицами, а его основными компонентами являются долгосрочные кредиты и займы, в том числе облигационные.

В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина ка­питала исчисляется как сумма итогов раздела III «Капитал и резер­вы» и IV «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

С позиции материально-вещественного представления капитал, как и все другие виды источников, обезличен, т. е. он распылен по различным активам предприятия.

В этом смысле наличие собствен­ного и заемного капиталов ни в коем случае нельзя представлять, например, таким образом, что часть средств на расчетном счете яв­ляется собственными, а часть заемными. Все средства, показанные в активе баланса, за исключением финансовой аренды, являются соб­ственными средствами предприятия, но вот профинансированы они из различных источников.

 

65. Статическое и динамическое финансовое состояние. Внутренний и внешний анализ финансового состояния.Статическое и динамическое финансовое состояние. Статическое финансовое состояние коммерческой организации отражает состояние ее активов, обязательств и собственного капитала на определенный момент времени, а динамическое финансовое состояние (финансовая динамика) отражает их движение в течение определенного временного интервала. Финансовую динамику следует рассматривать как своего рода связующее звено между ее статическими финансовыми состояниями на начало и конец периода, которое характеризуется финансовыми потоками коммерческой организации. Обратившись к содержанию и функциям управления финансовым состоянием коммерческой организации, авторы показали, что оно является составляющей ее финансового менеджмента и имеет специфическую, двойную систему присущих ему функций: с позиции финансов – обеспечивающая, распределительная и контрольная; с позиции менеджмента – планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, а также бухгалтерский учет и анализ финансового состояния. При этом в долгосрочной перспективе эффективное управление финансовым состоянием коммерческой организации. Внутренний и внешний анализ финансового состояния. Кроме того, анализ финансового состояние делиться на внутренний и внешний. Внутренний анализ финансового состояния направлен на изучение состояния и движения финансовых ресурсов коммерческой организации, определение внутреннего рейтинга финансового состояния, выявление финансовых резервов и в конечном итоге на обеспечение эффективного управления ликвидностью коммерческой организации. Его информационная база – финансовая отчетность и данные бухгалтерского финансового учета коммерческой организации. Пользователями информации внутреннего анализа финансового состояния являются администрация коммерческой организации и собственники.Внешний анализ финансового состояния направлен на определение внешнего рейтинга финансового состояния коммерческой организации, оценку ее финансовой устойчивости, платежеспособности и надежности, чтобы тем самым уменьшить степень риска взаимодействия данной коммерческой организации и ее контрагентов. Его информационная база – финансовая отчетность коммерческой организации. Пользователи информации внешнего анализа финансового состояния делятся на две группы: пользователи с прямым финансовым интересом, объясняемым желанием получить прибыль на вложенные или предполагаемые к вложению в коммерческую организацию финансовые ресурсы, к которым относятся существующие и возможные кредиторы и инвесторы; пользователи с непрямым финансовым интересом, т. е. не имеющие таких тесных денежных отношений с коммерческой организацией: налоговые органы, финансовые органы, статистические органы, работники организации, профсоюзы, покупатели, местные власти и др.


66. Финансовые риски и их классификация. Факторы, влияющие на финансовые риски, пути снижения финансового риска. Кредитование и страхование финансовых рисков. Финансовые риски и их классификация. Финансовый риск возникает в процессе отношений пред-я с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными,. страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.Финансовые риски подразделяются на два вида:1)риски, связанные с покупательной способностью денег;2)риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся след. разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риск ликвидности. Инфляция означает обесценение денег и, соответственно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, он выража­ется в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег.Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения ре­альной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предприн-ва и снижение доходов.Валютные риски пред-т собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. Факторы, влияющие на финансовые риски, пути снижения финансового риска. После выявления возможных финансовых рисков, с кот. может столкнуться фирма в процессе осуществления финансовой деят-ти, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска и оценки риска, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь перед предпр-кой фирмой стоит задача разработки минимизации финансовых рисков. Т. О., специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых путей нейтрализации финансовых рисков, те выбрать наиболее приемлемый метод снижения риска. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными явл: - Уклонение от риска; это наиболее простое и радикальное направление нейтрализации финансовых рисков. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с финансовыми рисками, но, с другой стороны, не позволяет получить прибыли, связанной с рискованной деят-ю. Кроме этого, уклонение от финансового риска может быть просто невозможным, к тому же, уклонение от одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень крупных рисков.- Принятие риска на себя; основной задачей фирмы является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления финансового риска и как следствие - понесения потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, это Может привести к сокращению объемов бизнеса.- Передача риска; в современной практике управления финансовыми рисками осуществляется по след. основным направлениям. 1. Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае явл. кредитный риск предпр-кой фирмы, кот. в преимущественной его доле передается банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска. 2. Передача риска путем заключения договора поручительства. Российское закон-во предусматривает возможность закл-я договора поручительства, кот. определен ст. 361 Гражданского кодекса РФ. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязат-ва поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. 3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае явл.прежде всего финансовые риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. 4. Передача рисков путем заклю-я биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования и будет рассмотрен далее как самостоятельный метод нейтрализации финансовых рисков. - Страхование риска; это страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов лица, в пользу ко. заключен договор страхования, вызванный след. событиями: - остановка или сокращение объема произ-ва в результате оговоренных в договоре событий; - банкротство; - непредвиденные расходы; - неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося с кредитором по сделке; - понесенные застрахованным лицом судебные расходы; иные события. Т.о., перечень событии, могущих повлечь финансовый ущерб, от риска наступления которого можно застраховаться, достаточно широк. Страхование финансовых рисков относится к имущественному страхованию. В некоторых случаях страхование финансовых рисков включается в договор страхования имущества, в таком случае страховая компания возмещает страхователю не только ущерб, нанесенный застрахованному имуществу, но и не полученную вследствие остановки производства (в результате страхового случая) прибыль. - Объединение риска; это еще один способ минимизации или нейтрализации финансовых рисков. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих. проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физич-е лица, заинтересованные в успехе общего дела. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. - Диверсификация; представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, кот. непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деят-ти. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает веро­ятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относи­тельно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. - Хеджирование; система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных ва­лютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений».- Использование внутренних финансовых нормативов; Минимизировать финансовые риски фирма может также путем установления и использования внутренних финансовых нормативов в процессе разработки программы осуществления определенных финансовых операций или финансовой деятельности фирмы в целом. Система внутренних финансовых нормативов может включать в себя. - предельный размер заемных средств, используемых в производственно-хозяйственной деятельности фирмы;- максимальный размер коммерческого или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;- минимальный размер активов в высоколиквидной форме;- максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;- максимальный размер средств, расходуемых на приобретение ценных бумаг одного эмитента, и др.Поскольку эти нормативы внутренние, разрабатывать их должна финансовая служба самой фирмы, которой лучше, чем кому-либо, известны особенности финансовой и производственной деятельности.- Другие методы. Кредитование и страхование финансовых рисков. В рамках наиболее простого представления о кредитном риске он представляет собой риск неисполнения дебитором или контрагентом по сделке своих обязательств перед организацией, т.е. риск возникновения дефолта дебитора или контрагента. В рамках данного определения носителями кредитного риска являются в первую очередь сделки прямого и не прямого кредитования (прямой риск) и сделки купли/продажи активов без предоплаты со стороны контрагента и гарантий расчётов со стороны третьих лиц (расчётный риск).Более широкое и представление о кредитном риске определяет его, как риск потерь, связанных с ухудшением состояния дебитора, контрагента по сделке, эмитента ценных бумаг. Под ухудшением состояния (рейтинга) понимается, как ухудшение финансового состояния дебитора, так и ухудшение деловой репутации, позиций среди конкурентов в регионе, отрасли, снижение способности успешно завершить некий конкретный проект и т.д., т.е. все факторы способные повлиять платежеспособность дебитора. Потери в данном случае могут быть также как прямые - невозврат кредита, непоставка средств, так и косвенные - снижение стоимости ценных бумаг эмитента (например, векселей), необходимость увеличить объём резервов под кредит и т.д. Соответственно при более широкой трактовке кредитного риска носителями кредитного риска являются не только кредиты, но и корпоративные ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и другие финансовые инструменты, плательщик по которым не может рассматриваться как абсолютно надежный.Следует отметить, что хотя источником кредитного риска является дебитор, контрагент или эмитент, данный риск связан в первую очередь с конкретной операций проводимой организацией. Так один и тот же дебитор в силу внутренних причин может отказаться своевременно погашать кредит, но исправно проводить выплаты по векселям.Страхование финансовых рисков – это страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов (дополнительных расходов) лица, в пользу которого заключен договор страхования, вызванный следующими событиями:- остановка или сокращение объема производства в результате оговоренных в договоре событий;- банкротство;- непредвиденные расходы;- неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося с кредитором по сделке;- понесенные застрахованным лицом судебные расходы; иные события. Таким образом, перечень событии, могущих повлечь финансовый ущерб, от риска наступления которого можно застраховаться, достаточно широк. Страхование финансовых рисков относится к имущественному страхованию. В некоторых случаях страхование финансовых рисков включается в договор страхования имущества, в таком случае страховая компания возмещает страхователю не только ущерб, нанесенный застрахованному имуществу, но и не полученную вследствие остановки производства (в результате страхового случая) прибыль.

67. Структура и элементы международной финансово-кредитной системы. Международные финансово-кредитные организации, их функции и основные направления деятельности.Структура и элементы международной финансово-кредитной системы. Элементы международной валютной системы можно распределить на три группы: 1. Валютные элементы: национальные валюты и международные счетные единицы; условия взаимной конвертируемости и обращения национальных валют; валютный паритет; валютный курс; национальные и международные механизмы регулирования валютного курса. 2. Финансовые элементы: международные валютно-финансовые рынки; инструменты международных валютно-финансовых рынков и механизмы торговли этими инструментами.3. Международные расчеты, обслуживающие движение товаров, факторов производства и финансовых инструментов. Это относительно самостоятельная группа, имеющая, однако, огромное значение в системе валютно-кредитных отношений. Основным элементом международной валютной системы является национальная валюта. Международные финансово-кредитные организации, их функции и основные направления деятельности. МФКО создавались на основе межгосударственных соглашений. Они призваны с целью регулирования международных экономических отношений. К ним относятся: МВФ, банк международных расчетов (БМР), всемирный банк, региональные банки развития, европейский банк реконструкции, европейский ЦБ. МВФ – главный межгосударственный орган регулирования мировых валютно-кредитных отношений. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Был учрежден на конференции ООН Бреттенвудсе в 1944 году. В 1946 начал функционировать. Члены МВФ – 184 страны. Россия – с 1992 года. Цели создания МВФ: Регулирование валютно-кредитных отношений стран-членов. Оказание им финансовой помощи. Содействие сбалансированному росту международной торговли.Отмена валютных ограничений. Межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением принципов мировой валютной системы. Основные направления деятельности: осуществляет регулирование международных валютных отношений, создавая международные ликвидные активы в виде СДР, регулируя режим валютных курсов и добивается от стран-членов отстранения валютных ограничений.регулирует международные кредитные отношения путем: предоставления кредитов членам МВФ, посредством оказания кредиторам и заемщикам посреднических услуг, выступая как гарант платежеспособности страны-должника. постоянный надзор за: макроэкономической и валютной политикой членов, за состоянием мировой экономики.

 


68. Понятия «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы». Персонал как объект исследования и диагностики, его специфика. Классификация персонала.Понятия «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы». Кадры – это социально-экономическая категория, характ-щая человеческие ресурсы предп-я, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие "кадры" включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными орган-ми. Персонал – это весь личный состав учреждения, пред-я, орган-и или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не явл. обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда .человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и явл. обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного произ-ва. Персонал как объект исследования и диагностики, его специфика. 3. Персонал, как объект изучения. Персонал – личный состав орган-и, работающий по найму и обладающий определенными признаками:- квалификация- компетенция- способности- установки. Главным из кот. явл. наличие трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям: А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству).Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель…).В) Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).Г) Обслуживающий персонал.Д) По полу (мужчины и женщины).Е) По стажуЁ) По квалификации. Служба управления персоналом- это делопроизводство по найму и увольнению, отдел кадров, планирование и прогнозирование, отбор, адаптация, формирование карьеры, организация быта и отдыха, нормирование труда, техническое обучение.Специфика персонала как объекта управленияОсновой предприятия как социотехнической системы явл. материально-вещественная и кадровая составляющие, общее между которыми состоит в том, что обе они для предп-я явл.я ресурсами.Однако, в отличие от других видов ресурсов, человеческие ресурсы обладают спецификой, определяющей их особые место и роль в системе управления предп-м. К этим особенностям относятся, прежде всего, ориентация и самоорганизация. Персоналу предп-я как объекту управления присущи когнитивная, тактическая и оценочная ориентации. Когнитивная (познавательная) ориентация - это способность персонала (как коллективов, так и индивидов) вычленять из окру­жающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т.д.;Катектическая ориентация - способность различать объекты, имеющие для персонала положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей. Оценочная ориентация - это способность персонала среди по­знавательно и катектически оцененных объектов производить даль­нейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей. Классификация персонала. Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: - квалификация - компетенция - способности – установки Главным из кот. явл.я наличие трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям: А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству). Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель…). В) Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).Г) Обслуживающий персонал. Д) По полу (мужчины и женщины).Е) По стажуЁ) По квалификации. Служба управления персоналом – это делопроизводство по найму и увольнению, отдел кадров, планирование и прогнозирование, отбор, адаптация, формирование карьеры, организация быта и отдыха, нормирование труда, техническое обучении.

69. Цель и задачи системы управления персоналом на предприятии. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Цель и задачи системы управления персоналом на предприятии. Цели и задачи системы управления персоналом. Всю совокупность целей предп-я можно разделить на четыре вида или блока: эконом-е, научно-технические, произв-но-коммерческие и социальные. Экономическая цель получение расчетной величины прибыли от реализации прод-и или услуг; научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производит-ти труда за счет совершенствования технологии; производ-но-коммерческая цель – произ-во и реализация продукции и услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью. социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работ-в. Можно выделить такие основные задачи управления персоналом произ-ва: создание жизнеспособной системы управления кадрами орган-и; разработка долгосрочного плана работы с персоналом; разработка краткосрочного (оперативного) плана по работе с кадрами; определение потребности организации в персонале количественно и качественно. Принципы и методы построения системы управл-я персоналом. Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в: орган-и: принципы, характеризующие требования к формированию системы, управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы, управления персоналом. Раскроем сущность некоторых из методов. Системный анализ служит методическим средством системного подхода к: решению проблем совершенствования системы управле­ния персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, орган-ной структуры, кадров. Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явл. и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы — на функции, функции — на процедуры, процедуры на операции. Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием кот. сложилось ее состояние, элиминируя действия других факторов. Факторы ранжируются и среди них отбираются наиболее существенные. Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой орган-и, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характе-щих систему управ-я персоналом. Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей орган-и в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям орган-и. Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала предп- к этому процессу. При использ-ии метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один. Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставле­ния, увязки.

70. Анализ обеспеченности кадрами. Основные методы анализа кадрового потенциала, принципы его осуществления. Показатели количественной Анализ обеспеченности кадрами. Анализ обеспеченности кадрами начинается с изучения структуры и состава персонала. Работники промышленного предприятия подразделяются на две группы:промышленно-производ-й персонал.непромышленный персонал. К первой группе относятся работники, непосредственно участвующие в производ-м процессе или обслуживающие его (рабочие, специалисты, административно-управленческий персонал). Ко второй группе относятся работники, не связанные напрямую с основной деятел-ю хозяйствующего субъекта и создающие нормальные условия для воспроизводства рабочей силы промышленно-производ-го персонала (работники ЖКХ, детских учреждений, предприятий культурно-бытового обслуживания).Структура персонала зависит от особенностей произ-ва; номенклатуры изделий; специализации произ-ва; масштабов производства. Удельный вес каждой категории работающих меняется с развитием техники, технологии, орган-и произ-ва. Повышение организационно-технического уровня произв-ва приводит к относительному сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общей численности работающих. Сравнивая фактическую численность персонала с потребностью в рабочей силе (плановой численности) и численностью персонала в предыдущем периоде в целом по хозяйствующему субъекту, по группам персонала (промышленная, непромышленная), по категориям работников, определяют обеспеченность работающих, а также изменение их численности по сравнению с потребностью в рабочей силе и предыдущим периодом. По категории обслуживающего персонала определяется абсолютное отклонение и выявляются причины изменение обслуж-го персонала. Недостаток рабочей силы порождает отступление от установленной технологии, непроизводительные выплаты. Излишек рабочей силы приводит к недогрузке рабочих, использованию рабочей силы не по назначению, к снижению производительности труда. Административно-управленческий персонал анализируют на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности. Актуальность данного анализа в значительной степени возрастает в условиях рынка в связи с тем, что админи-вно-управл-й персонал принимает решения, определяющие уровень финансовой устойчивости хозяйствующего субъектаОсновные методы анализа кадрового потенциала, принципы его осуществления При исследовании кадрового потенциала широко применяются метод системного анализа (метод декомпозиции и метод последовательной постановки, метод сравнений и метод структуризации целей), экспертно-аналитический метод и метод главных компонентов, опытный метод и метод коллективного блокнота. С методом декомпозиции тесно связан метод последовательной подстановки, позволяющий, в частности, изучить влияние на функционирование персонала каждого фактора в отдельности, исключая влияние других факторов. В результате факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные из них. Системный анализ не исключает и метод сравнений, кот. дает возможность, например, анализировать управление персоналом с учетом фактора времени, сравнивая желаемое состояние этой подсистемы в будущем с нормативным состоянием или с се состоянием в прошлом периоде. В результате исключается несопоставимость и расширяются возможности для сравнений. Необходимое условие системного анализа - метод структуризации целей, предусматривающий количественное и качественное обоснование целей подсистемы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации. Этот метод охватывает анализ целей, их ранжирование и развертывание в систему (построение "дерева целей").Показатели количественной потребности в персонале. Количес-ая потребность в персонале — определяемая плановыми расчетами потребность в численности персонала в целом по организации и ее отдельным подразделениям, по отдельным критериям качественной потребности (например, численность рабочих определенной профессии).. Подбор персонала, его способы и методы, всецело основывается на оценке количественной потребности орган-и в персонале. Можно выделить несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале. Основной из них: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется трудоемкостью процесса. Метод расчета по нормам обслуживания («агрегат-метод»), показывающий зависимость рассчитываемой численности от количества обслуживаемых машин, агрегатов и других объектов. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности следует рассматривать как частный случай использования метода норм обслуживания, т.к. и необходимое число работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают исходя из норм обслуживания. Специфическим случаем применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости. Показатели качественной потребности в персонале. Качественная потребность в персонале — потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. При расчете качественной потребности в персонале следует исходить из: 1) профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производ-но-технологической документации, нерабочий процесс; 2) требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; 3) штатного расписания орган-и и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; 4) документации, регламентирующей различные организ-но-управл-кие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.


71. Показатели эф-сти управления персоналом. Эконом-ая и социальная эф-ть управл-я персоналом. Факторы, определяющие эф-сть управления персоналом. Показатели эффект-и управления персоналом. Для того чтобы компания не была похожа на автомобиль, ломающийся в самый неподходящий момент, необходимо учитывать три типа показателей, по кот. можно оценить ее работу. Показ-ли первого типа, мониторинговые, своевременно сигнализируют об угрозе, предупреждают о потенциальной или реальной опасности. Пок-ли, относящиеся ко второму типу, аналитические, дают возможность точно определить, в чем заключается суть проблемы. Учитывая показатели третьего типа, целевые, можно выявить пути решения проблемы, т. е. поставить конкретную задачу и определить ответственного за ее решение. Экономическая и социальная эффект-ть упра-я персоналом. Задача оценки эфф-ти управления персоналом предп-я состоит в определении: 1) экон-кой эффек-ти (характ-т достижение целей деят-ти пред-я за счет лучшего использования трудового потенциала); Критерии оценки экономической эфф-ти управления персоналом предп-я должны отображать результативность труда или трудовой деят-ти работников. Показатели для оценки эконом-кой эф-ти управ-я персоналом пред-я: 1. Соотношение расходов, необходимых для обеспечения пред-я квалифицированными кадрами, и результатов, полученных от их деят-ти. 2. Отношение бюджета подразделения предп-я к численности персонала этого подразделения. 3. Стоимостная оценка расхождений в результативности труда (определяется разностью оценок результатов труда лучших и средних работников, которые выполняют одинаковую работу). Данные пок-и ориентируют работников на исполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской дисциплины и, в основном, направленные на усовершенствования организации труда. 2) социальной эф-ти (выражает выполнение ожиданий и удовлетворение потребностей и интересов работников предприятия); Социальная эф-ть управления персоналом предп-я в значительной мере определяется орган-й и мотивацией труда, состоянием социально-психологического климата в трудовом коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с каждым работником. Пок-ли для оценки социальной эф-ти управления персоналом предприятия: 1. Состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе. Это очень важный социальный показатель, кот. разрешает судить о мотивации, потребностях и конфликтности в трудовом коллективе. 2. Показатели, кот. характ-т влияние социальных программ на результативность деят-ти раб-ков и пред-я в целом (повышение производ-сти труда, улучшение кач-ва товаров, экономия ресурсов). Факторы, определяющие эф-сть управления персоналом. Факторы Содержание факторов Физиологические- пол;- возраст; -состояние здоровья; -умственные способности; - физические способности и др.Технические и технологические: -характер решаемых задач; - сложность труда; - техническая оснащенность; -уровень использования научно-технических достижений и др. Структурно-организационные: -условия труда;-соотношение численности категорий персонала;- объем предприятия; - режим работы;- стаж работы; -квалификация работников; -уровень использования персонала и др. Социально-экономические: -материальное стимулирование; -страхование; -социальные льготы; -уровень жизни и др.Социально-психологические: - моральный климат в коллективе; - психофизиологическое состояние работника; -статус и признание; - организационная культура фирмы; -благодарность; - перспектива продвижения по службе и др. Территориально-ситуационные: -месторасположение фирмы; -затраты времени на дорогу от дома до работы; - уровень конкуренции; -инфляция; - безработица; -дифференциация доходов; -акционирование предприятий и др.

72. Цели, задачи, функции и принципы маркетинга Концепция 4-х «P» маркетинга. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, маркетинговая смесь, концепция «4Р») — это совокупность инструментов, используемых в маркетинге для воздействия на потребительский спрос. Он включает в себя четыре основных элемента маркетинга.Элемент I. Товар включает в себя следующие компоненты: Собственно товар — совокуп-сть свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для продажи. И здесь не так важно, какими качественными характ-ми обладает товар. Гораздо важнее, какие потребности покуп-й и насколько эф-но он может удовлетворить. Товарный знак — символ фирмы или товара, позиционированный в сознании потребителей. В марк-ге это искусственно созданный стереотип восприятия товара, но никак не утвержденный в установленном законом порядке логотип. Упаковка — средство стимулирования покуп-й и контрагентов. В марке-ге упаковка рассматр-тся не столько как средство обеспечения сохранности товара, сколько как дополнительный стимул для принятия потребителем решения о покупке, носитель адресного обращения. Услуги — преимущества или удобства, предлагаемые на продажу или предоставляемые в связи с продажей товара. Здесь речь идет либо об услугах как таковых (транспорт, консалтинг, ремонт и т. п.), либо об услугах, предоставляемых в связи с продажей товара, но не связанных с ним напрямую. Гарантия — степень соответствия товара своему назначению. Покупатель, приобретая товар, рассчитывает на его потребительские свойства. Если ожидания не оправдываются, товарная марка перестает пользоваться популярностью. Сервисное обслуживание — гарантийное обслуживание, удовлетворяющее потребителей. В марк-ге это прежде всего средство поддержания имиджа товарной марки и борьбы за предпочтения потребителей, а не решение организационных вопросов ремонта. Пример: товары корпораций Элемент II. Цена включает в себя следующие компоненты: Ценообразование — деят-сть, связанная с установлением цены на товар. Ценообразование не проводится наобум. Здесь есть свои закономерности: дорогие товары требуют больших затрат на продвижение, а цена дешевых товаров сама явл.стимулом для покупки. Многое в ценообразовании зависит и от степени сегментной насыщенности рынка, деят-ти конкурентов и от субъективного восприятия товаров потребителями. Скидка — снижение запрашиваемой цены на товар с целью стимулирования продаж. Общий принцип здесь: сначала следует «накидка», а затем скидка. В любом случае продавец ориентируется на базовую цену, ниже кот. он не готов продавать, а покупатель — на воспринимаемую цену, которую видит на ценнике. Главный недостаток скидок — покупатели быстро привыкают к скидкам, воспринимая их как должное. Элемент III. Сбыт включает в себя два компонента. Каналы сбыта (товародвижения, распределения) — путь, кот. проходит товар от поставщика к конечному потребителю. Длина каналов определяется числом посредников на пути товара от поставщика к потребителю. Каналы сбыта обычно соответствуют отдельным сегментам потребительского рынка. Задача маркетинга заключается в подборе, орган-и и отслеживании эф-ти (пропускной способности) каналов сбыта. Процесс сбыта — реальное движение товара от места произ-ва к месту потребления. Сюда входят условия контракта: длительность (разовая сделка или долгосрочный контракт), доставка, оплата (предоплата, отсрочка платежа, консигнация), размер партии, способ доставки (контейнер, почтовый вагон, автофургон, авиа). Задача маркетинга закл-ся в оптимальном согласовании интересов всех участников каналов сбыта для достижения максимального эконом-го эффекта. Процесс сбыта обычно относят к сфере маркетинговой логистики. Элемент IV. Коммуникации Элемент «коммуникации», или «продвижение» включает в себя следующие компоненты. Реклама — оплаченное продавцом неличное продвижение товара или услуги. К маркетингу относится не вся рекламная деят-ть в целом, а только процесс рекламного продвижения товара на рынке. Главное здесь — не технологии изготовления рекламы, а то, как она воздействует на показ-ли продаж товаров. Маркетинг занимается анализом рынка при разработке рекламной кампании, ее планированием и отслеживанием эф-сти. Личные (прямые) продажи — продажа товаров посредством личного общения между продавцом и покупателями. Как минимум это подразумевает уровень обслуживания покупателей. Как максимум это то, что у нас не совсем верно называется сетевым маркетингом (пищевые добавки, косметика). Задача маркетинга заключается в информационном обеспечении процесса взаимодействия с покупателями. Пропаганда — деят-ть, направленная на формирование благоприятного имиджа фирмы или товарной марки. Основное отличие пропаганды от рекламы в маркетинге заключается в том, что пропаганда направлена на продвижение имиджа фирмы, а реклама — на продвижение имиджа товара. Стимулирование продаж — любая иная деят-ть, направленная на стимулирование работы персонала и контрагентов. Сюда входят меры морального и материального стимулирования, повышающие заинтересованность участников системы товародвижения в результатах продаж.. Основная цель маркетинга— обеспечение предсказуемости результатов рыночной деятельности предприятия, минимизация неопределенности и риска, связанных с приобретением, производством или продажей товаров. Для достижения основной цели маркетинга используется стратег-й подход, в рамках кот. решаются след. задачи. Увязка текущей рентабельности с решением долгосрочных задач. Прогнозирование будущих изменений рынка. Альтернативное распределение ресурсов на приоритетных направлениях. Формулировка целей и задач маркетинговой деят-ти, выполнение условий ее реализации позволяют приступить к планированию маркетинга. Планирование маркетинга. Планир-е маркетинга подразумевает наличие двух видов взаимодополняющих док-в: плана маркетинга и программы маркетинга. План маркетинга представляет собой док-т, определяющий маркетинговые цели, задачи и основные стратегии при продвижении продукции на потребительском рынке. Он носит рекомендательный хар-р и входит в общий план работы предп-я наряду с финансовым, производственным и другими планами. Программа маркетинга конкретизирует план маркетинга и представляет собой документ, определяющий, кто, что, когда, где и каким образом делает и за что несет перед руков-м персональную ответственность. План-е маркетинга подразумевает выбор стратегии и тактики маркетинговой деят-ти. Стратегия маркетинга — это совокупность целей и задач маркетинга по повышению конкурент-ти продаж через определение основных параметров предложения на рынке. Например, если перед марк-гом поставлена задача вывода нового товара на рынок, то стратегия будет связана с обеспечением уникальности товара в глазах потребителей по одному или нескольким элементам комплекса маркетинга (свойства, цена, распределение и продвижение). Соответственно она будет включать в себя товарную, ценовую, сбытовую и коммуникативную стратегии продвижения товара. Тактика маркетинга — это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности продаж в условиях текущего рыночного спроса. Разработка тактики маркетинга подразумевает временные, количественные или качественные критерии оценки ее эф-ти. Например, вывод нового товара на рынок может оцениваться по срокам завершения мероприятий, объемам продаж и занятой доле рынка. Тактика подразумевает решение текущих проблем, встающих на пути реализации маркетинговой стратегии (через скидки, рекламу, ассортимент и т. д.) Любой план маркетинга ориентирован на максимальную адаптацию к условиям рынка и корректируется в зависимости от изменения рыночных условий. Наиболее «продвинутые» фирмы рассматривают маркетинговые планы как прообраз и основу общего плана. Маркетинговое планирование предполагает реализацию ряда основополагающих принципов. Принцип скользящего планирования — предусматривает корректировку плановых показ-й в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. К примеру, план может быть составлен на 2-3 года, но корректировки вносятся ежегодно по мере необходимости. Поэтому в маркетинговые планы включаются так называемые финансовые и ресурсные подушки — резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств. Принцип многовариантности — разработка сразу нескольких вариантов плана маркетинга (обычно два варианта — наихудший и оптимальный). Оптимальный план предусматривает своевременное достижение плановых показателей. Наихудший составляется на случай, если запланированные мероприятия «не сработают» и придется отыгрывать назад. Если же показатели будут гораздо лучше плановых, то придется кардинально перестраивать всю работу фирмы. Принцип дифференциации — подразумевает переориентацию марк-га на обслуживание отдельных категорий клиентов, отобранных по какому-либо признаку. Дело в том, что товары (работы, услуги) не могут устраивать абсолютно всех потребителей сразу. Различия потенциальных покупателей всегда слишком велики (привычки, образ жизни, потребности, интересы и т. д.) Следует понимать, что маркетинг неразрывно связан не только со сбытом продукции, но и с ее производством. В задачи маркетинга входит определение особенностей товара и масштабов производства, а также анализ возможных перспектив сбыта продукции. Другими словами, решения в области маркетинга предшествуют решениям в области производства и определения размеров капиталовложений. Т.о., современный маркетинг включает в себя деят-сть, направленную на произв-во пользующейся спросом прод-и и приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с особенностями рынка для получения максимальной прибыли.

73.Процесс маркетингового исследования. Основные направления маркет-вых исследований. Организация маркет-вых исследований. Источники получения маркетинговой информации. Процесс маркет-вых исслед-й состоит из шести этапов. Этап 1 Определение проблемы. Первый этап любого маркет-го иссл-я закл-ся в выяснении проблемы При ее определения маркетолог должен учитывать цель исслед-я, соответствующую исходную информацию, которая информации и, необходима и как она будет использована при принятии решения. Определение проблемы вкл.ет ее обсуждения с лицами, которые принимают решения, интервью с экспертами в этой сфере бизнеса, анализ вторичной них данных и, возможно, проведение отдельных качественных исследований, например, фокус - групп Как только проблема точно установлена, можно разрабатывать план маркет-ого исследования и начинать его проведенииння. Этап 2 Разработка плана по решению проблемы. Разработка плана по решению проблемы включает формулировку теоретических рамок исследования, аналитических моделей, поисковых вопросов, гипотез, а также определение факторов, кот. могут влиять на план до ослидження Этот этап характ-тся след-ми действиями: обсуждение с руков-м туристической компании и экспертами по данной сферы, изучение ситуаций и моделирование, анализ вторичных данных, качественные иссл ния и прагматические соображения. Этап 3 Разработка плана исследования. План маркет-го исслед-я детализирует ход выполнения процедур, необходимых для получения нужной информации Он необходим для того, чтобы разработать план проверки гипотез, определить возможные ответствен иди на поисковые вопросы и выяснить, какая информация необходима для принятия решения Проведение поискового исслед-я, точное определение переменных и определения соответствующих шкал для их измерения - все это тоже входит в план маркет-го иссл-я Необходимо определить, каким образом должны быть получены данные от респондентов (например, проведение анкетир-я или эксперимента) Одновременно необходимостей в составить анкету и план выборочного наблюдения конкретно разработка плана маркетингового исследования состоит из следующих этапов.: 1) анализ вторичной информации; 2) качеств-е исслед-я; 3) сбор количественных данных (анкетирование, наблюдение и проведение экспериментов);4) измерения и методы шкалирования; 5) разработка анкеты; 6) определение размера выборки и проведения выборочного наблюдения; 7) план анализа данных. Этап 4 Полевые работы или сбор данных. Сбор данных осуществ-ся персоналом по проведению полевых работ, работает или в полевых условиях, как в случае личного интервьюирования (в домах по месту жительства, в местах покупок или вспом мощью компьютера), или из офиса по телефону (телефонный или компьютерное интервьюирование), или по почте (традиционная почта и почтовые панельные исследования с заранее выбранными семьями), или к мощью электронных средств (электронная почта или Интернет) Надлежащий отбор, обучение, контроль и оценка сотрудников, участвующих в полевых работах, минимизирует ошибки при сборе даних. Этап 5 Подготовка данных и их анализ. Подготовка данных включает редактирование, кодирование, расшифровку и проверку данных Каждая анкета или форма наблюдения проверяются или редактируются и, если необходимо, корректируются Данные анкет расшифровываются или вводятся непосредственно в компьютер Проверка дает возможность убедиться, что данные с оригиналов анкет расшифрованы точно. Этап 6 Подготовка отчета и его презентация. Ход и результаты маркет-х исслед-й должны быть изложены письменно в виде отчета, в кот. четко обозначены конкретные вопросы исслед-я, описанный метод и план иссл-я, процедуры сбора данных и их анализа, результаты и выводы Полученные выводы должны подаваться в виде, удобном для использ-я при принятии управл-х решений Кроме того, рук-ву комп- нии должна быть сделана и устная презентация с использованием таблиц, цифр и диаграмм, чтобы повысить восприятие аудиторией информ-ю. Основными направлениями маркет-х исслед-й явл.: 1) изучение емкости рынка; 2) изуч. потенциальных и реальных потреб-лей; 3) изучение уровня продаж конкурентов; 4) проведение сравнительного анализа товара конкурентов; 5) изучение распределения долей рынка между фирмами; 6) анализ сбыта прод-и; 7) анализ рекламных кампаний конкурентов; 8) изучение возможности расширения спектра предлагаемых услуг; 9) изучение реакции потребителя на появление нового товара; 10) анализ ценовой политики; 11) изучение внутреннего маркетинга; 12) долгосрочное прогнозирование. Прибегая к маркетинговым исследованиям, менеджеры компаний должны быть хорошо знакомы с технологией и спецификой таких исследований, чтобы в дальнейшем при принятии решения не допустить ошибки, основанной на недостоверной информации. Маркет-е исслед-я включают в себя: 1) определение проблем и постановку целей; 2) выбор источников информации (здесь определяются места проведения исследования, выбираются орудия исследования, составляется план); 3) сбор информации (с помощью различных маркет-х методов происходит первичный сбор информации); 4) проведение анализа собранной инфор-и (составляются таблицы, графики; информация обрабатывается с помощью методов статистики; формируются методы и способы решения стоящих задач); 5) представление результата работы. Эфф-сть марк-вых исслед-й подтверждается тем, что появляются на рынке новые товары, в сфере произв-ва – новые производ-ные процессы, в сфере управления – новые системы орган-и. Однако до сих пор многие компании тратят огромное количество средств на проведение научно-исследовательских работ. А службе маркетинга достается уже готовый новый товар с приказом о его сбыте. Основными принципами маркет-го исслед-я явл. след..1. Объективность. 2.Точность.3.Тщательность.Т.образом, проведение маркет-х исслед-й – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения о нем информации для дальнейшей координации деят-ти своей фирмы. Каждая фирма по-разному определяет функции проведения маркет-х исслед-й: одни выделяют особый участок для них; другие имеют только одного эксперта, кот. несет всю ответственность; есть и такие, где формально в структуре не воспроизведена функция марк-вых исслед-й. Участок марк-х исслед-й образуется на основе одного из след. качеств: зона использ-ия, функция маркетинга и период процесса изучения. Одни орган-и обслуживают последних и промежуточных потребителей. На таких фирмах участок маркет-х исслед-й может содержать два подотдела: маркет-вые исслед-я исходных потребителей и маркет-вые исслед-я промежуточных потребителей. Другие фирмы формируют участки маркетинговых исследований по группам отпускаемой продукции. Подобные участки могут быть собраны по стадиям движения маркетинговых исследований. На фирме может быть назначен один специалист, который несет ответственность за маркет-е исслед-я. Он самостоятельно проводит ограниченные маркет-ые исслед-я, но ключевым становится оказание поддержки руководству в изучении необходимости проведения подобных исследований. Проведенные исследования маркетинга официально могут и не оформляться. Маркет-е исслед-я осуществляются путем постоянного общения с потреб-ми и постав-ми, собранные подобным образом сведения необходимы для утверждения маркет-ых решений. Марк-вые иссл-я могут проводиться самостоятельно орган-ми или же фирмы могут пользоваться планами, подготовленными консультационным способом. На выбор метода проведения марк-х иссл-ий оказывает влияние ряд обстоятельств: цена изучения; наличие экспертов нужной квалификации и опыта проведения исследований; абсолютный запас знаний технических качеств продовольствия; объективность; присутствие особого снабжения. Проведение собственных маркет-х иссле-й сотрудниками орган-и явл. наиболее оптимальным вариантом для коммерческих предпр-й. Для проведения маркет. исслед. нужна информация, приобретенная на базе первичных и вторичных данных. Первичные данныепоступают из намеренно проведенных для решения определенной маркет-й проблемы полевых маркетинговых иссле-й. Они собираются при помощи наблюдений, опросов, экспериментальных исслед-й, воплощаемых в действительность на основе исследуемой выборки. Под вторичными данными, используемыми при проведении кабинетных маркет-х исслед-й, принимаются сведения, составленные ранее из внутренних и внешних источников для целей, непохожих на цели маркет-х иссл-й. Вторичные данные не обнаруживаются вследствие проведения особенных маркет-х исслед-й. Вторичные данные, с кот-ми обязана сотрудничать система постоянного слежения за наружной маркетинговой средой, широко распространены в массе источников, кот. по сути невозможно перечислить. Многие международные и российские центры и орган-и систематически издают экономические данные, кот. могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании. Из внешних источников поступает информация о международных орган-ях; законах, указах, постановлениях госуд-ных органов и т.п. Вторичные данные в России можно получить из информационных источников: 1)издания общей экономической ориентации; 2) периодические печатные издания торгового характера; 3) ежедневные газеты; 4) газеты бесплатных объявле-й; 5) электронные средства массовой информации; 6) публикации Торгово-промышленной палаты; 7) информационно-аналитические бюллетени; 8) публикации внешнеторговых организаций; 9) специальные книги и журналы; 10) словари, энциклопедии; 11) публикации различных общественных организаций; 12) издания предназначенных экономических и маркетинговых систем; 13) наружная реклама. Исключаются пара видов должностных изданий по статистике показной продажи РФ: ежеквартальные бюллетени и годичные сборники, включающие в себя: 1) общие данные по экспорту и импорту РФ в стоимостном выражении в разбивке по группам стран и отдельным странам; 2) данные об экспорте и импорте РФ в натуральном и стоимостном выражениях на уровне товарных групп с разбивкой по дальнему и ближнему зарубежью; 3)данные в натуральном и стоимостном выражении в разрезе «товар – страна» на уровне 4, 6 и 9-значных кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деят-ти; 4) данные в разрезе «страна – товар» на уровне товарных групп, приведенных по 69 странам – основным внешнеторговым партнерам РФ.


74. Поведение потребителей: принципы и модели его изучения. Моделирование поведения потребителей. Процесс принятия решения о покупке. Поведение потребителя (покупателя) в рыночной экономике базируется на теории спроса (теории поведения потребителей), ко. основана на том, как и каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса; как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет. Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен. Выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Полезность блага – это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага. Основными принципами поведения потребителя на рынке при осуществлении потребительского выбора явл.: • выбирая блага, потребитель в первую очередь руководствуется своими предпочтениями к тому или другому товару; • поведение потребителя явл. рациональным, поскольку он руководствуется личным интересом; • потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, так как старается выбрать такой набор благ, кот. приносит ему наибольшую полезность; • на выбор потребителя влияют основные положения закона убывающей предельной полезности; • при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами на товары, его доходами. Исходя из этих принципов поведения потребителя, можно сформировать простейшую модель поведения потребителя на рынке. Все методы разделяют на три основных подхода: наблюдение, интервью и эксперимент. Методы изучения поведения потребителей «наблюдение» состоят в основном в слежении за поведением потребителей в различных ситуациях. Наблюдение можно осуществлять с помощью видеокамер или других фиксирующих приспособлений различного способа использ-я. Метод «интервью» осущест-ся с помощью персонального интервьюера, а также с помощью опросов и иных способов. «Опрос» эффек-н для сбора инфор-и от большой выборки потре-лей, когда респондентам задаются вопросы и записываются их ответы. Опросы можно проводиться по телефону, почте, через Интернет или персонально. «Эксперимент» закл-ся в попытках понять причинно-следственные связи манипуляциями с независимыми переменными с целью определить их влияние на покупательское поведение. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ. На пути к решению о покупке потребитель проходит пять этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продаж и, а ее последствия проявл-тся в течение долгого времени после его совершения. Потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он как бы пропускает некоторые этапы, опираясь на стереотипы, или меняет их последовательность. Осознание проблемы.Будущий покупатель чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренним ираздражителями. Обычные человеческие нужды – голод, жажда – возрастают до порогового уровня и превращаются в побуждения. Например, вид свежеиспеченного хлеба возбуждает чувство голода. Необходимо выявить обстоятельства, кот. подталкиваю


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал