Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники ошибок в познании. Эвристики.




Познание – процесс целенапр-го активного отображения действ-ти в сознании чел-ка. Гносеология – учение о познании; раздел философии, изуч-й хар-ер взаимоотн-ий субъекта и объекта в процессе позн-ой деят-ти, возможность познания мира чел-ом, критерии истинности и достоверности знания. Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие знаний и действительности. Забл-я возникают вследствие разных субъект-х и объек-х причин: поспешных обобщений, одностор-го восприятия объекта и т. д. Заблуждение следует отличать от лжи и ошибок. Ложь, дезинформация – преднамеренное искажение знаний, их целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Ошибки делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с непр-ым ходом мыслей, нарушением логич-х правил, кот, в свою очередь, делятся на непреднамер-е (паралогизмы) и преднаме-ые (софизмы). В процессе познания забл-я и ошибки неизбежны, и задача закл-ся в том, чтобы они были обнаружены и вытеснены из сферы знания. Чтобы отграничить истину от заблуждения, необходимы критерии истины. Предвзятость: предубеждение, необъективное мнение, сложившееся заранее, до изучения вопроса, пристрастность. Автоматич бдит-ть: склон-ть уделять вним. негат. инф-и. Эффект «лицо в толпе» -особенно восприимчивы к негат. выр лица др людей. Эвристика — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась. А. Тверский и Д. Каннеман различают «эвристику представленности» и «эвристику наличности (доступности)». В 1 случае чел-к имеет тенденцию рассматр-ть к-либо факты как более широко представленные, чем они есть на самом деле. пример: студентам предлагались два разл теста, один из кот длился 1ч., а другой 10 мин. Когда их спросили, какой тест заслуживает большего доверия, больш-во ответили 1. Такой ответ основан на распр-ом мнении, что более длительный тест наиболее серьезен. Таким образом, широкое распространение явления позволяет с большей легкостью категоризировать его. Эвристика наличности -оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при формулир-и оценки.Пример-«Музыканты — богатые или бедные люди?» Если отвеч-й — постоянный посетитель шумных и модных концертов-ответ «богатые». Если же опыт общения с музык-ми содержит инф-ю об их трудностях, о безработице-ответ «бедные». В действ-ти ни тот, ни другой ответ-неверен, соответственно ошибочна и категоризация.Ответ лежит где-то посредине, что могло бы быть рез-ом более тщат-го обдумывания, но «эвр налич» просто искл такую процедуру.Употреб-е эвристик «упрощает жизнь» человеку, позволяет ему применить «сокращ-ю» стратегию, но вместе с тем и ограничивает тот объем инф-и, кот, был бы возможен. Значит-я часть инф-и просто теряется. Применение эвристик не является обязат-ой нормой соц познания: лишь опр-е обстоятельства провоцируют использ-е этих приемов: 1) дефицит времени для обдумывания ситуации; 2) перегруженность инф-ей, затрудняющая возможность ее обработки; 3) относительно невысокая значимость воспр-го объекта; 4) недостаточность информации; 5) непроизвольность быстрого решения.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.