Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как основной объект социальной психологии. Лич-ть (Л) по первонач-му знач-ию – это опред-ая соц






Л ич-ть (Л) по первонач-му знач-ию – это опред-ая соц. роль или фун-ия чел-ка. Сегодня пс-ия трактует Л как соц.-псих-ое образов-ие, кот. формир-ся благодаря жизни чел. в общ-ве. Л опред-ют как чел. в совок-ти его соц-ых, приобр-ых качеств. Л – это чел., взятый в системе таких его психол-их характ-ик, кот. соц-но обуслов-ны, проявл-ся в общест-ых по природе связях и отнош-ях, явл-ся устойч-ми, опред-ют нравств-ые поступки чел., имеющие существ-ое знач. для него самого и окру-их. Надо разл-ть пон-ия «Л», «инд-ид», «индивид-сть». Пон -ие «инд-ид» характер-ет именно его и дополнительно включ. психол-ие и биолог-ие свой-ва, кот. наряду с личност-ми т-же ему присущи. Пон-е Индивид-ть содерж. в себе лишь те индив-ые и лично-ые свой-ва чел., так. их сочет-ие, кот. дан-го чел. отличает от др. люд.

Структура Л. 1Способн-ти поним-ся как индивид-но устойч. свой-ва чел., определ-ие его успехи в разл. видах деят-ти.

2Темперамент вкл.кач-ва, от кот. завис. реакции чел. на др. люд. и соц обстоят-ва.

3Характер содерж.кач-ва, определ-ие поступки чел. в отнош-ии др. люд.

4Волевые кач-ва охват-ют неск-ко спец-ых личн-ых св-в, влияющих на стремл. чел. к достиж-ию поставл-ых целей.

5Эмоции и мотивация – пережив-ия и побужд-ия к деят-ти,

6Соц. установки – убеждения и отношения людей.

В ист-и иссл-ий Л можно выдел. 3 пер-да: Философско-литер-ый пе-од. проблемы пси-ии Л находили своё отраж. в тр. философов и писателей. Основн. проб-ми псих-ии Л этого пе-да стали вопр. о нравст-ой и соц-ой природе чел., о его поступках и пове-ии. Перв. определ-ия Л были широки и включ. в себя: биологию, псих-ию, имущество, пове-ие, кул-ру чел. и т.п. Клинический пе-д. В перв. десятил-ии 19 века проб-ми пс-ии Л заинтер-сь врачи-психиатры. Предст-ие о Л как об особом феномене было сужено. Экспериментальный пе-од. В перв. десятил-ия 20 века изуч-ем Л стали заним. проф.пс-ги. Чел. оказался представл-ым совокуп-ью отдел-ых псих-их фун-ий, из суммы кот. было трудно сложить его Л и понять комплексные ф-ы его соц. повед Эксперим-ые иссл-ия Л в России были начаты А.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кетттелом. Важн.задачей эксперим-го пе-да стала разраб. надежн. и валидных тест-ых метод. оценивания нормальной Л.

Соврем-ые т-и Л. В кон. 30-х г. 20 в. в пс-и Л нач.ь активн. диффер-ия направл-ий иссл-ия. В результате во втор. пол. 20 в.сложилось мн-во разл. подходов и те-й Л. Три типа те-й Л: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. (Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая те. Л. Т-я соц. научения. Концепция Л А.Н.Леонтьева. и др. Соц.-когн. Теория(Бандура) – соц. повед-е лич-ти форм-ся путем набл-я за повед-ем др. или на основании примера. Именно в ходе набл-я лич-ти научается имитировать повед-е. Он полагает, что такое научение избавляет лич-ть от груза ненужных ошибок. Самоэф-ть лич-ти подраз-ет осознанную способ-ть чел-ка справляться с сложными ситуациями Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях. Высокая самоэф-ть, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным рез-ам и, таким образом, способствует самоуважению личности и, напротив, низкая самоэф-ть, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями. Модель «Большая пятерка» (продолжает линию иссл-ий, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом) -5 осн черт: экстраверсия (положит-ый эмоц настрой, общит-ть,), невротизм (безпок-во, застенч-ть, уязвим-ть), уживчивость(довер-ть, прямота, отзывч-ть), добросовестность(любовь к порядку, самодисц-на) и открытость опыту (фантазия, действия, идеи). Не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален.


 

13.Понятие Я-концепции: структура, функции. Личностная идентичность.

Я-конц-ия - осознаваемая система предст-ий индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с др.людьми.

Стр-ра(Р.Берне):

1.когнит-ая сост-ая Я – конц-ии включает представления индивида о самом себе.Я-реальное, я-идеальное.

2.Поведен-ая состав-ая вкл-ет в себя поведенч-ие реакции либо конкр-е действия, кот. могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

3. Оцен-ая составл-ая Я – конц-ии переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважени е или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Образ Я - представления индивида о самом себе. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Зеркальное " я" –Чарльзом Кули- самосознание чел-ка во многом обусловлено реакциями окруж-их людей. Др. люди играют роль «зеркала», смотрясь в кот., мы можем судить о самих себе.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.