Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ. 9. Проанализируйте и переведите на русский язык следующие пред- ложения:






9. Проанализируйте и переведите на русский язык следующие пред- ложения:

1. Ş u uyuyan ç ocuk kim? Bizim Mehmedin oğ lu mu, dersin? 2 Otomobilden inen2 Sabiha Hanı m doğ ru istasyona gitti.

3. Geç en sene ö len babası otomobil fabrikası nda mü hendisti.

4. Eve donen kardeş im hemen yatağ a girdi ve uyudu. 5. Veren
eli herkes sever (atalar sö zü). 6. Ne var? Bu gelenler kim?
7. Anlayan anlar (atalar sö zü). 8. Son gü len (en) iyi gü ler (atalar
sö zü). 9 Her yü ze gü leni dost sanma (atalar sö zü). 10 Ş u
tabloyu seyreden kim? - Bir ahbabı m. 11. Ç ocuklara
oynamayı yasak eden babaları ydı. 12. Bizi sevmeyenleri biz
de beğ enmeyiz. 13. Anlayan anlar. Peki, ya anlamayan? -
Karanlı kta kalı r. 14. Taksi bulmayan amcazadem istasyona
otobü sle gitti. 15. Grupumuzda evlenmeyen bir ben kaldı m.
16. Ş imdi de kaleme 960 tan sonra doğ anları (dü nayaya
gelenleri) davet etsinler 17 Evden ç ı kmaya korkanlara evde
kahvaltı etmeyi teklif ettik. 18. Ç ok yaş ayan ç ok bilmez, ç ok
gezen ç ok bilir (atalar sö zü).

10. Переделайте следующие причастные обороты в законченные пред­ложения:

Образец yatağ a yatan babam — babanı yatağ a yattı.

l. Ö ğ retmenlerini dinleyen talebeler... 2. Satranç oynamayan kı zkardeş i... 3. İ yi bir haber alan arkadaş ı mı z 4. On iki

1 В конструкциях, где особо подчеркивается логический субъект действия, выраженный сказуемым, причастие на -an (в функции подлежащею) почти все­гда переводится личной формой глагола Ср. еще: Bunu sö yleyen benim -- Это сказал я (Тот, кто это сказал, есть я)

2 Обратите внимание на возможность перевода причастий на -an русскими деепричастиями (в конструкциях данного типа)


yaş ı nda olan oğ lu... 5. Oğ lunu ç ok merak eden kadı n... 6. Suya dü ş en planları... 7. Henü z gazete okumayan kı zı m...

11. Переделайте следующие предложении в причастные обороты:

Образец: babam yatağ a yattı — yatağ a yatan babam

1. Kı zı m radyo aç tı. 2. Amcazadem her gü n jimnastik yapar. 3 Arkadaş ı mı z okuma salonundadı r 4. Oğ lum beni kolumdan tutuyor 5. Kü ç ü k Ö mer dersme ç alı ş mayı sevmiyor. 6. Anne kı zı nı elinden ç ekiyor 7 Adam bu sabah tı raş olmayı unuttu. 8. Ç ilingir bu ı ş ı yapmaya razı olmadı

12. Сконструируйте из следующих пар предложений по одному пред­
ложению с причастным оборотом:

Образец Arkadaş ı m Sarı kamı ş 'ta oturuyor Birkaç gü n ö nce

ondan mektup aldı m — Sarı kamı ş 'ta oturan arkadaş ı mdan birkaç

gü n evvel mektup aldı m.

l. Oğ lum bir saat ö nce sinemadan dö ndü. Ş imdi kardeş iyle satranç oynuyor. 2. Okulumuza unlu bir adam geldi. Onunla konuş mak istiyoruz. 3 Mü tercim (ç evirmen) odaya girdi. Hemen bü yü k bir yazı ç evirmeye baş ladı. 4. Konuk odaya girdi. Ona derhal bir bardak ç ay ikram ettik. 5 Kı zı m parkta ü ç saat patinaj yaptı ktan sonra acı ktı. Onu lokantaya gö tü rdü m. 6. Bizim Erol tembel hem disiplinli değ ildir, ö ğ retmenim onunla sert konuş tu. 7. Arkadaş ı m mağ azadan iki kitap (satı n)aldı. Talebe yurduna dondu. 8. Kı z ellerini, yü zü nü yı kadı. Kahvaltı etmeye gitti.

13. Aş ağ ı daki tü mceleri Tü rkç e'ye ç eviriniz:

l. Кто этот человек, который играет в шахматы с моей сест­рой? 2. Моей дочери, родившейся в 1958 году, сейчас почти сорок лет. 3. а) Кто этот молодой человек, читающий газету «Голос»? б) Кто это читает газету «Голос»? 4. Мой сын, пол­тора часа назад возвратившийся из парка, сейчас читает ка­кую-то книгу. 5. Я поговорил с теми, кто ждал меня. Они хотят изучать турецкий язык. 6. Спрашивай не старого, спра­шивай бывалого. 7. Выйдя без четверти восемь из дома, мой


товарищ на автобусе поехал в свой институт. 8. Покатавшись три с половиной часа на лыжах, молодой человек поехал к себе домой, чтобы пообедать. 9. Это мы разговаривали вче- ра со знаменитым переводчиком. 10. Слесарь, не захотев­ший выполнить эту работу, немного погодя ушел. 11. Мой двоюродный брат, в общем, человек способный, все время отстает от своих товарищей. Должно быть, лентяй. 12. Нет людей, которые не ошибаются. Но ошибки надо исправлять (а не повторять!).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.