Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Любовно-кротко в сердце берегу.






    А. Ахматова

    О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!

    А.С. Пушкин

     

    Милая, верная, от века Суженая,

    Чистый цветок миндаля,

    Божьим дыханьем в любви разбуженная,

    Радость моя, - Земля!

    З. Гиппиус

     

    Художественное произведение вбирает в себя множество поэтических средств, с помощью которых создаётся образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в трёх планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты).

     

    III. Поэтический синтаксис

     

    Повторы – стилистические признаки, присущие художественной речи.

    Анá фора (в пер. с греч. - вынесение вверх, повторение)- единоначатие – приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф.

     

    Только вечер да звонкая пена,

    Только чаек тревожный полёт,

    Только кровь, что наполнила вены,

    Закипающим гулом поёт.

    Э. Багрицкий

     

    Эпú фора (в пер. с греч. - повторение) – фигура, противоположная анá форе, повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

     

    Там жених с невестой ждут, -

    Нет попа.

    А я и тут.

    Там младенца берегут, -

    Нет попа, а я и тут.

    А. Твардовский

     

    Градация (в пер. с лат. gradatio - постепенное возвышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

     

    Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

    До прожилок, до детских припухлых желёз.

    О. Мандельштам

    Во всём мне хочется дойти

    До самой сути.

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

     

    До сущности протекших дней,

    До их причины,

    До оснований, до корней,

    До сердцевины.

     

    Всё время схватывая нить

    Судеб, событий,

    Жить, думать, чувствовать, любить,

    Свершать открытия.

    Б Пастернак

    В данном примере градация сочетается с повторами (анафорой – до).

     

    Эллипсис (в пер. с греч. - выпадение, опущение) – пропуск во фразе какого-либо слова. Легко подразумевающегося, чаще всего подлежащего или сказуемого.

     

    Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,

    И рысью по полю при первом свете дня.

    А.С. Пушкин

    Инверсия (в пер. с греч. - перестановка) – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

    И долго милой Мариулы

    Я имя нежное твердил.

    А.С. Пушкин

    Лишь музы девственную душу

    В пророческих тревожат боги снах.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.