Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжетная схема






Главный этап анализа стихотворения – составление сюжетной схемы. Этому предшествует осмысление проблематики произведения.

Чтобы понять проблему повести, необходимо сформулировать ряд вопросов, на которые вместе с автором пытается ответить читатель.

Вопросы таковы:

Что вызвало главное событие в повести? (Или «Почему Маша и Владимир вынуждены венчаться тайно?»). Оказывается, молодые люди встретили немало препятствий на пути к своему счастью (так для них и несостоявшемуся). Им препятствуют и бедность Владимира, и воля родителей, и, наконец, русская зимняя непогода.

 

Преодолевают ли они все эти препятствия? Нет. Судьба распоряжается помимо их желания – по-своему. В результате сложившейся сюжетной коллизии Владимир погибает на войне, Маша некоторое время живёт затворницей, потом встречает суженого – шутника-гусара Бурмина.

 

Какую роль во всём происходящем играет Бурмин – фигура колоритная, в нравственном отношении спорная? Почему именно ему, а не сгорающему от страсти Владимиру, выпадает счастье быть супругом Марии Гавриловны?

Вопросы, вопросы… Литература чаще задаёт их, чем отвечает. Вопросы – фундамент проблематики произведения. Они очерчивают сюжетное противостояние.

В «Метели» противопоставлены воля (поступки людей) и так называемая Судьба (проявление Высшей Силы через случайное стечение обстоятельств: в данном сюжете, метель).

Главные вопросы «Метели»: волен ли человек в устроении своего счастья? Кому выпадает выигрышный билет Судьбы? Кто терпит неудачу и почему?

Конфликт произведения – противоречие между личной инициативой и божественным предопределением.

Как построить схему развития сюжета «Метели»? Будет ли она простой? Или разветвлённой?

Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в том, сколько сюжетных линий в «Метели»? Как они переплетены? Какие эпизоды являются общими для всех персонажей повести (Маши, Бурмина, Владимира)? Где и почему обрывается линия жениха-неудачника? Как продолжается линия венчанной в метель невесты?

Что является случайным стечением обстоятельств? В чём проявляется жизненная закономерность?

 

Что значит образ Метели в повести? Можно ли считать его образом-символом? Кульминацией всего происходящего?

 

Схема, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не единственная версия развития конфликта в «Метели» Пушкина. Каждый вправе составить свою схему, обосновать её позиции. (См. схему 2 приложения).

 

Результатом составления сюжетной схемы является осмысление и определение (формулирование) идейного содержания произведения. Идея пушкинской «Метели», очевидно, сводится к пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает». Пушкин напоминает читателю и том, что личная инициатива часто корректируется внешне случайным стечением обстоятельств, за которым скрывается Промысел Судьбы.

 

Итак, подведём некоторые итоги аналитического чтения «Метели».

Тема произведения:

1) «Метель» (название определяет тему)

2) История одного венчания

3) История о том, как метель расстроила планы влюблённых

4) История замужества Марии Гавриловны и т.д.

 

Проблематика произведения: Человек и судьба

 

Вопросы, помогающие осмыслить проблематику «Метели»:

1) Почему Владимир и Маша потерпели крах своего замысла?

2) Что препятствовало планам влюблённых?

3) Почему Маша и Бурмин находят счастье?

4) Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказанной Пушкиным истории?

 

Идейное содержание «Метели» сводится выводам и положениям:

1) Человек предполагает, а Бог располагает.

2) Своенравие человека, игнорирование авторитета родителей, пренебрежение к традициям морали наказывается. Вознаграждаются верность, смирение, чистота помыслов.

 

3. Третье – последнее – чтение произведения предполагает более масштабное его осмысление. Желательно вписать повесть Пушкина в контекст мировой и отечественной культуры, попытаться понять её новаторский характер. На этом этапе избирается путь исследования произведения, формулируется тема сочинения, реферата (курсовой работы или диплома).

Так «Метель» Пушкина сопоставима с традициями европейского любовно-авантюрного романа. В ней переплелись романтическая и реалистическая тенденция изображения действительности. Сентиментальность соседствует с иронией. Пародия с правдой жизни. Продуктивно рассмотреть авторскую позицию в произведении (это и рассказчик Белкин, и сам Пушкин). Совершенен язык повести: он прост, ясен и глубок. Нельзя забывать и о том, что «Метель» - только одна из новелл цикла «Повестей Белкина». Выяснить её роль и место в этом цикле – достойная задача исследователя.

 

1. Задание: Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли?

2. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку?

3. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.

 

4. Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли?

5. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку?

6. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.

 

Напомним, что композиция – это членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе компонентов литературного произведения. Иногда вместо термина «композиция» употребляют близкие по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т.п.

Композиционная единица – эпизод. Эпизоды (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться в произведении по следующим композиционным принципам:

- принцип контраста

- принцип дополнения

- принцип мозаики (фрагментарной)

 

Композиционные приёмы организации сюжета:

1) Приём рамки

2) Приём кольца

3) Приём вставки

4) Приём предварения

5) Приём отступления (в частности, лирического)

6) Приём возвращения (ретроспекции)

 

Композиционные элементы: название (заголовок), эпиграф, главы, части, акты (действия), эпизоды, сцены, явления, портреты, пейзажи, интерьеры, диалоги, монологи.

 

 

Поэтика.

 

 

Анализ художественного текста на уровне поэтики предполагает рассмотрение языковых способов создания художественного образа.

Главное в литературе – слово и то, насколько оно отражает действительность или поэтически преобразовывает её.

Возможности словесного творчества богаты, можно сказать, неисчерпаемы. Что же является поэтическим, художественным даром? Чем мастер слова – поэт или писатель – отличается от других, лишённых дара словесного творчества людей?

Способность к творчеству – тяга к сравнению подчас несравнимого, потребность иносказания.

Поэт сознательно говорит иначе, не как все, то и дело прибегая к сравнительным оборотам, метафорам, риторике.

Научиться слушать и понимать поэтов – целая наука! Настоящие стихи, как правило, сложны для восприятия. Читая их, мы трудимся: наши ум и сердца обогащаются опытом поэтического видения мира.

 

Обратимся к стихам гениальных русских поэтов начала XX века. Оцените силу их творческого воображения.

Вот Осип Мандельштам:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.