Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие проблемы






Проблему можно определить как отрицательно ощущае­мое состояние, недостаток, дефицит чего-либо. Этот недостаток вос­принимается, однако, не всеми в равной степени как проблема. От­дельные лица и группы чувствуют себя по-разному затронутыми од­ной и той же проблемой и, соответственно, по-разному эту проблему воспринимают. Это вполне закономерно: мы воспринимаем, как пра­вило, только отдельные части или стороны проблемы. В отношении социальных проблем иногда сложно сформулировать – что, собственно, является проблемой, а что – следствием. Для выделения проблемы используем два критерия, каждый из которых является необходимым:

1. наличие потребности – и невозможности ее реализовать в данном состоянии определяет факт противоречия.

2. оценивание противоречия производится на основании последствий для общества – то, что препятствует развитию – оценивается негативно (и наоборот). В этом случае мы можем объективизировать негативный характер противоречия

Таким образом становится возможна оценка каждого явления, факта и определение его проблемности в конкретном обществе.

Технология «мозгового штурма»

НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Американец Алекс Осборн во время второй мировой войны был капитаном грузового судна. В какой-то момент судно осталось без охраны. Получают радиотелеграмму: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. А. Осборн представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешима.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в этой ситуации? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет...

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны А. Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щёки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться... Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 г. бывший капитан А. Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

ПРОВЕДЕНИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Средством для детального описания проблемы может послужить «мозговой штурм» (Brainstorming). Самое главное - точно сформули­ровать проблему для «мозгового штурма». Точность и корректность формулировки определяют содержание полученного в результате ма­териала, который, в свою очередь, составит основу будущей про­граммы. Перед началом «мозгового штурма» на доску помещается лист ватмана с написанной на нем формулировкой проблемы. Участ­ники сидят полукругом перед доской. Им предлагается описать на карточках содержание проблемы как отсутствие чего-то, что позволи­ло бы эту проблему решить. Причем в процессе работы не допуска­ются обсуждение и оценивание своих или чужих карточек. Следует напомнить необходимость соблюдения правил работы с карточками (одна карточка - одна мысль; не более трех строк, однозначно сформулировано, печатными буквами). Участники группы записывают на карточках те мысли, которые возникают у них по поводу предложенной проблемы и передают карточки модерато­рам, а те прикалывают карточки на доску по мере их поступления. Участники могут видеть карточки, предложенные другими участни­ками; это, с одной стороны, позволяет избегать повторений, а с дру­гой - подталкивает и направляет мыслительный процесс за счет воз­никновения ассоциаций и углубления в проблему. Из опыта работы можно сказать, что прежде всего предлагаются обычно карточки «Не хватает денег» или «Нет достаточного финансирования». И только в процессе работы выясняется, что проблема не в том, сколько кон­кретно ресурсов выделяется для ее решения, а в том, как используют­ся эти ресурсы, как определяются приоритеты в решении конкретных задач в рамках проблемы. Таким образом, в процессе «мозгового штурма» обнаруживается прежде всего «первый слой» видения про­блемы. Но социальные проблемы можно срав­нить с айсбергом: на поверхности обычно находится только незначи­тельная его часть, так и социальные проблемы обычно глубже, чем кажется. Поэтому в ходе «мозгового штурма» его участники законо­мерно переходят от описания симптомов проблемы как социального явления к раскрытию сущностных моментов. Следовательно, органи­заторы должны стимулировать участников «мозгового штурма» на заключительном его этапе. Когда участники перестали подавать мо­дераторам написанные карточки, можно предложить всем еще раз прочитать все записи на карточках, уже помещенных на доску. Затем участники рассаживаются на свои места и каждый пишет еще одну карточку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.