Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения.






Лекция.

Этнопсихологические особенности общения и социальная регуляция поведения.

Культура оказывает влияние на социальное поведение людей и определяет социотипическое поведение личности, т.е. о поведение, которое выражает типовые программы данной культуры, регулирует поведение в стандартных для этнической общности ситуациях и освобождает индивида от принятия индивидуальных решений. Регуляторами социотипического поведения выступают традиции и обычаи. Традиции каждой культуры имеют целостный характер и представляют собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов: обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений.

Стержневые особенности культур:

- индивиндуализм и коллективизм - современные культуры тяготеют к индивидуализму

- степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм

- степень избегания неопределенности (потребность в формальных правилах)

- маскулинность/феминность - оценка в культуре качеств рассматриваемых стереотипами, обязательными для М и Ж и степень поощрения традиционных гендерных ролей

- оценка природы человеческого существа как хорошей, дурной или смешанной

- сложность культуры - степень дифференциации

- эмоциональный контроль - степень допускаемой эмоц. выразительности

- близость контактов - допустимые в общении дистанции и прикосновения

- дистанция между человеком и властью - степень неравенства между выше- и нижестоящими

- высокая и низкая контекстность

- соотношение человек-природа - степень господства человека над природой, подчинения природе или жизни в гармонии с природой

- ориентация культуры во времени

- степень предпочитаемой активности - стремление быть, становиться, делать

- ориентация культуры на поощрение чувства вины (ориентация на самооценку, когда невыполнение внутренней нормы вызывает самообвинение - характерно для Запада) или чувства стыда (ориентация на внешнюю оценку - для Востока и России)

Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют также нравственные нормы. На уровне индивидуального сознания мотивами, побуждающими человека соблюдать социальную и нравственную норму могут выступить страх, чувство долга, ответственности, честь, совесть, чувство вины, чувство собственного достоинства и т.д.

Такой соц.-псих. феномен как конформность проявляется у представителей разных культур. Конформность выше в коллективистских культурах, но люди поддаются давлению не любой группы, а только своей.

Национально-психологические особенности проявляются также через механизм установки и стереотипа.

Установка - неосознаваемая предрасположенность человека действовать определенным заранее сформированным образом.

Соц стереотипы - упорядоченные обусловленные культурой картины мира человека, которые экономят усилия при восприятии сложных соц. объектов и защищают ценности и позиции человека.

Предрассудки - неоправданно негативные установки по отношению к группам и отдельным её членам.

Национальные установки как бы заложены в памяти представителей конкретной этнической общности и извлекаются из неё автоматически, определяя мотивацию, цели, способы, приемы деятельности людей.

Этнические стереотипы имеют след. свойства:

- выраженный эмоциально-оценочный характер

- устойчивость к новой информации

- согласованность

- неточность

Модель освоения чужой культуры Беннета.

1. Этноцентристские этапы:

- отрицание каких-либо культурных различий между народами; может проявляться через изоляцию (физическая изоляция культур и народов друг от друга) или через сепарацию (возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры, средство сохранения отрицания)

- защита - человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять: диффамация (клевета; негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов) и превосходство (подчеркивание своего высокого культурного статуса, не обязательно наличие отрицания), обратное развитие (полное изменение - не является обязательным, но часто встречается у лиц, долгое время проживающих за границей)

- умаление (минимизация) - культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно; они становятся чем-то естественным, но их определяют как нечто незначительное по сравнению со значительно большим культурным сходством: физический универсализм (все люди, независимо от их культурной принадлежности имеют общие физические характеристики и требуют поведения, понятного любому другому человеку), транцендентный универсализм (все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода - дети божьи и т.д.)

2. Этнорелятивистские этапы (основа релитивизма - предположение, что поведение человека можно понять, исходя из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандартов правильности):

- признание: одобрение (существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние), уважение к различиям в системе ценностей (принятие различных взглядов на мир)

- адаптация - осознание того, что культура - не застывший факт, а процесс: эмпатия (сочувствие, сопереживание; предполагает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека), плюрализм (не просто осознание различия культур, но и полное понимание этих различий в конкретной культурной ситуации),

- интеграция (чужая культура начинает ощущаться как своя - формирование мультикультурной личности): контекстуальная оценка (позволяет оценивать ситуацию наличия нескольких вариантов культурного поведения), конструктивная маргинальность (появляется личность, которая находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на мета-уровень анализа ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.