Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к проведению социологических опросов






 

Опросы – методы получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опросы являются одним из наиболее распространенных методов сбора социологической и маркетинговой информации.

Факторы определяющие популярность опроса:

1. Возможность охвата населения различных регионов, иногда достаточно удаленных друг от друга

2. Возможность его проведения на любой выборочной совокупности и по различной тематике

3. Возможность применения количественных характеристик при интерпретации ответов

4. Возможность относительно быстрого проведения

Виды опроса:

1) Анкетирование - метод получения первичной социальной информации с помощью инструмента - анкеты (вопросника)

Виды анкетирования:

1) По числу опрашиваемых:

* групповые

* индивидуальные

2) По месту проведения:

* по месту работы

* по месту жительства

* в целевых аудиториях

3) По способу распространения:

* Раздаточная

* Почтовая

* Прессовая

2) Интервьюирование - метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Преимущества этого метода:

Возможность учесть уровень культуры, образования и степень компетентности респондента

Возможность следить за реакцией респондента, его отношением к данному вопросу

Возможность учесть искренность ответов респондента.

Виды интервью:

1) По месту проведения:

* по месту работы

* по месту жительства

2) По способу взаимодействия интервьюера и респондента:

* Личное (face-to-face)

* Телефонное

* On-line

3) Формализованное - детальная разработка процедуры на основе заранее разработанных вариантов ответа (направлена на беседу, а не на чтение)

Структура интервью:

1) Интервьюер представляется, говрит о целях и задачах исследования, указывает на аноимность беседы;

2) Установление контакта, создание благоприятной атмосферы;

3) Задаются первые вопросы по содержанию;

4) Задаются более сложные вопросы

Структурной единицей интервью является не вопрос, а тема.

ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ - непринужденная беседа двух людей - интервьюера и респондента, в которой интервьюер выступает в качестве профессионального исследователя, имитирующего роль равноправного собеседника.

Продолжительность глубинного интервью от 1, 5 до 2, 5 часов. Стратегия глубинного интервью может предполагать повторную встречу для уточнения отдельных аспектов.

Глубинное интервью бывет трех видов:

1) Нарротивное (повествовательное)

Свободное повествование рассказчика без вмешательства интервьюера. Интервьюер задает русло (направление) беседе в начале, а в дальнейшем только поддерживает её жестами, мимикой. Суть этого вида интервью в том, что в ходе беседы в памяти респондента ассоциативно возникают те моменты, образы, которые имеют для него значимость. Это позволяет выявить ключевые, смысловые моменты, формирующие впечатление человека о базисном субъекте PR.

2) Полуструктурированное

Свободная беседа интервьюера и респондента, которая проходит по определённому установленному плану. То есть, задается определенная структура разговора, так называемый, путеводитель.

Вопросы формируются в свободной форме, так, чтобы они соответствовали контексту беседы и особенностям информанта.

С точки зрения интервьюера - это свободная беседа, которая разворачивается естественным путем.

Разновидностью полуструктурированного интервью являеся фокусированное интервью.

ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ - свободная беседа интервьюера и респондента, сфокусированная на определенной теме, в ходе которой исследователь (интервьюер) нацелен на выявление детальной, подробной информации по данному вопросу.

3) Диалоговое

Свободная беседа интервьюера и респондента в форме равноправного диалога, в которой исследователь (интервьюер) занимает более активную позицию, т.е. он обменивается с информантом взглядами, аргументами, оценками.

Допустимо высказывание противоположного мнения.

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование: вопросы должны быть необходимыми и достаточны­ми для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня - как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.