Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование традиционных методов в направлении активизации обучения






В традиционных методах обучения не ставилась проблема познавательной активности учащихся, доминирование памяти над мышлением имело следствием пассивность в учебной работе, леность ума, зубрежку, перегрузки, непрочные знания. Такой тип обучения все больше не устраивал общество, поэтому ещё в древности пытались расширить арсенал методов обучения.

2.1. Одним на первых основных методов, который позволяет учащимся проявить активность в процессе обучения, стал эвристический метод (от греческого «эврика» – нашел). Он заключается в том, что учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а ставит перед ними учебную проблему, а затем путем последовательно поставленных заданий подводит их к самостоятельному открытию нового для них факта. Эвристический метод обучения рассматривался в русской школе с начала 19в., например, такими известными педагогами-математиками, как С.И. Шохор-Троцкий и Н.А. Извольский, затем В.М. Брадис и В.В. Репьев. Разновидности эвристического метода: эвристическая беседа (отличающаяся от вопросно-ответного метода большей длительностью самостоятельной работы учащихся, необходимой для поиска ответа на вопрос учителя), поиск решения задачи или доказательства теоремы, практическая, лабораторная или другая самостоятельная работа исследовательского характера. Во всех случаях учащиеся постепенно, шаг за шагом, преодолевают трудности в решении поставленной перед ними проблемы и находят («открывают») сами ее решение, которое затем обобщается.

Преимущества эвристического метода перед догматическим (методом сообщения готовых знаний) заключается в том, что здесь обеспечивается большая ясность понимания, большая прочность усвоения, больший интерес к материалу и уверенность в своих силах. Этот метод развивает инициативу, сообразительность, привычку к самоконтролю, это – метод активного приобретения знаний. Его трудности: необходимость тратить дополнительное время на поиски приемов, приводящих к цели, и разработку соответствующих заданий, невозможность сделать так, чтобы все учащиеся сразу пришли к правильным ответам. Если никто в классе не справляется с заданиями, то применять эвристический метод в таком виде нерационально, но чем больше посильной эвристики укладывается в план урока, тем лучше (см. [7] и др.)

2.2. В 70-е годы нашего века появляется объяснительно-иллюстратив­ный (словесно-наглядный) метод обучения: элементы объяснения происхождения знаний, иллюстрация содержания обучения.

Наряду с этим совершенствуется диагностика и учет результатов обучения, причем система средств контроля задает долю активности учащихся. Таким образом, в начале 70-х годов усиление контроля считалось основным способом активизации обучения, своеобразное «принуждение к активности» (в том числе, с широким использованием ТСО). Но учащийся может приспособиться к контролю, такая «активность» ограничивается рамками учебной работы, не побуждает к поиску, не развивает самостоятельного и творческого мышления, не формирует будущей активной позиции.

2.3. Дальнейшее развитие возможностей наглядного обучения привело к совершенствованию технических средств обучения – учебных кинофильмов и диафильмов, магнитных досок, кодоскопа, светящихся табло и т.д. Они расширяют возможности наглядного представления математических понятий и их свойств, связанных с процессом изменения и перемещения, способствуют развитию пространственных представлений учащихся, вызывают интерес, экономят время на уроке и поэтому используются практически на всех этапах учебного процесса.

В 70-е годы появилась идея создания системы средств учебного оборудования по математике применительно к каждой конкретной теме, так называемых комплексов учебного оборудования, которые накапливаются в кабинете математики и используются в учебном процессе [16].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.