Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Стратегии разрешения конфликтов






    Любой конфликт можно урегулировать или значительно осла­бить, если сознательно выбрать верную стратегию, стиль поведения:

    - соревнование — активный, не стремя­щийся к сотрудничеству стиль. Он правомерен, когда одна из сторон с большим рвени­ем добивается своих целей и стремится действовать в своих ин­тересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта предполагает создание ситуации «победа — поражение», разрешаемой силовым давлением и подчиняя себе партнера.

    - сотрудничество — активный, стремящийся к совместному достижению целей стиль. Это обеспечивается стремлением решить проблему, выяснить и снять разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям – к обоюдной «победе».

    - уход от конфликта — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон признает наличие конфликта и старается его приглушить, избежать. Не исключается, что конф­ликт разрешится сам собой. Поэтому разре­шение конфликтной ситуации постоянно откладывается, ис­пользуются различные полумеры, чтобы ее не обострять.

    - уступчивость — пассивный, основанный на сотрудничестве стиль, когда интересы партнера не только всячески учитываются, но и могут ставиться выше собственных. Отсюда уступчивость, под­чинение, податливость, легкость с которой идут на соглашение;

    - компромисс — обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В результате доброжелательных переговоров и взаимных уступок стороны приходят к соглашению в равной степени выгодные им.

     

    Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта, их готовностью и умением находить оптимальные средства погашения конфликтов.

     

    Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов:

    - не спорить по мелочам;

    - не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;

    - стремиться обходиться без резкостей и категоричности;

    - стараться не победить, а найти истину;

    - признавать свою неправоту;

    - не быть мстительным;

    - использовать юмор, самоиронию, если это уместно.

     

    Литература.

    Основная:

    1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.

    2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

    3. Грушевицкая Т.Г, Попков В.Д., СадохинА.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

    4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин­формационного общества: Толковый словарь терминов и концеп­ций. М., 1999.

    5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

    6. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

    7. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2001.

    8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004.

    9. Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

    10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

     

    Дополнительная:

    1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологиче­ские проблемы. М., 1990.

    2. БодалевА.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.

    3. БодалевА.А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.

    4. БрудныйА. Понимание и общение. М., 1989.

    5. Горелов И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: рассказы о не­вербальной коммуникации. М., 1991.

    6. Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, на­правление исследований, ошибки. М., 1998.

    7. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

    8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуника­ция. Системный подход. Н. Новгород, 2003.

    9. Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001.

    10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

    11. История ментальностей: Историческая антропология. М., 1996.

    12.Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996.

    13. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

    14. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.

    15. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурное взаимодействие в исто­рическом процессе. Новосибирск, 1991.

    16. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психоло­гию. М., 1999.

    17. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

    18. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.

    19. Мархинина В., Удалова И. Межнациональное общество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новороссийск, 1996.

    20. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.

    21. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

    22. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

    23. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. М., 1996.

     

    Вопросы к экзамену (семинарам).

     

    1. Причины и актуальность развития теории и практики межкультурной коммуникаций.

    2. Зарождение межкультурной коммуникации как исследовательской проблемы и учебной дисциплины.

    3. Главные направления исследований в межкуль­турной коммуникации.

    4. Современное понимание сущности межкультурной коммуникации.

    5. Принципиальные цели и задачи межкультурной коммуникации.

    6. Межкультурная компетенция как основа и результат межкультурной коммуникации.

    7. Виды межкультурной коммуникации.

    8. Формы вербальной коммуникации.

    9. Стиль вербальной коммуникации.

    10. Контексты вербальной коммуникации.

    11. Паравербальная коммуникация.

    12. Невербальная коммуникация.

    13. Формы и способы невербальной коммуникации.

    14. Сущность аккультурации в межкультурной коммуникации.

    15. Стратегия и результаты аккультурации.

    16. Стереотипы в межкультурной коммуникации.

    17. Функции стереотипов.

    18. Стереотипы и средства массовой информации.

    19. Происхождение предрассудков.

    20. Роль предрассудков в межкультурной коммуникации.

    21. Эмпатия в межкультурной коммуникации.

    22. Основные формы эмпатии.

    23. Требований эмпатии.

    24. Толерантность как фактор общения.

    25. Интолерантность в межкультурной коммуникации.

    26. Формы интолерантности.

    27. Условия плодотворного диалога.

    28. Воспитание толерантного отно­шения к инокультуре.

    29. Межкультурные конфликты.

    30. Основные причины коммуникацион­ных конфликтов.

    31. Стратегии разрешения конфликтов.

    32. Приемы и правила, предотвращающие возникновение и углубление конфликтов.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.