Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный обычай как источник МЭП.






 

К особен­ностям МЭП следует отнести значительную роль в регулирова­нии МЭО международно-правовых обычаев. Во второй половине XIX в., например, на основе латиноамериканской «доктрины К.Кальво и Л.Драго» сложился обычай недопустимости дипло­матического и вооруженного вмешательства иностранных госу­дарств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 г. этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об огра­ничении случаев применения силы для взыскания по договор­ным долговым обязательствам.

Обычай, как известно, является главной формой существова­ния основных принципов МП. Более того, общая (универсаль­ная) часть МП состоит в основном, как утверждается традицион­ной доктриной МП, из обычных норм. Равным образом обычай является источником многих действующих и формирующихся отраслевых принципов МЭП.

Можно утверждать, что обычные нормы (действующие и формирующиеся, региональные, локальные и универсальные) составляют значительную часть МЭП. Отводить ограниченную роль международному обычаю в МЭО (как поступает, например, Я. Броунли) — это значит оставлять МЭП без одной из главных его опор.

В условиях очевидной недостаточности универсального до­говорного регулирования международная экономическая систе­ма, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Не­достающие средства международно-правового регулирования — это, безусловно, международные обычаи и неправовые нормы («мягкое право»).

Теория международного права исходит из того, что обычные нормы формируются в международной практике постепенно.

Процесс становления обычной нормы МП / МЭП состоит из двух элементов:

- повторяющихся действий или бездействия государств (прак­тика, прецеденты, принятие документов — все это составля­ет «обыкновение»);

- признание государствами обычного правила поведения в ка­честве правовой нормы, т.е. нормы, имеющей юридическую силу (opinio juris).

Обычная норма общего МП принимается большинством го­сударств, представляющим главные формы цивилизации и ос­новные правовые системы мира, т.е. международным сообще­ством в целом.

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Правда, в современном МП/МЭП для формирования обыч­ной нормы зачастую уже не требуется длительной практики и множества прецедентов. Достаточно бывает одного акта (или нескольких) — договора или резолюции международной органи­зации, — и обычай можно считать существующим. Такие нор­мы, «попавшие» в договор или в резолюцию, фактически откры­вают практику действия обычая.

Одна из главных для обычного права проблем — определить, сложился обычай или нет. Подобная неопределенность — минус данного инструмента регулирования.

Вместе с тем если добиваться абсолютной определенности каждой обычно-правовой нормы, то стало бы практически невоз­можным вообще формирование и развитие обычных норм.

Для МЭП это обстоятельство имеет большое значение, по­скольку в основном развитие и функционирование МЭП осуще­ствляется путем формирования обычно-правовых норм универ­сального или регионального (локального) характера, в том числе и, как правило, через резолюции международных организаций/ международных экономических организаций.

Наиболее ярким примером фиксирования и создания обыч­но-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (XXIX) 12 декабря 1974 г.

При голосовании по Хартии воздержались или проголосова­ли «против» менее десятка государств, правда в основном это были

развитые государства Запада. И в то же время большинство норм Хартии так или иначе в последующий период были реализованы (например, нормы, касающиеся преференций для развивающих­ся стран) и/или закреплены в договорах, восприняты в приемле­мом виде, в том числе западными государствами.

Словом, нормы Хартии «живут» — «живут» как обычно-пра­вовые нормы, постепенно закрепляясь в договорах, реализуясь в практических действиях государств.

Взаимосвязь и взаимодействие обычных и договорных норм очевидны. Многие обычно-правовые нормы закрепляются в меж­дународных договорах. После этого они становятся «обычно-до­говорными», т.е. становятся договорными и обычными одновре­менно для сторон договора и продолжают оставаться обычными для остальных государств.

В некоторых случаях возможно изменение обычной нормы договорным путем и договорной нормы обычным путем. Взаи­модействие обычных и договорных норм позволяет решать та­кие коренные проблемы МП/МЭП, как обеспечение его универ­сальности и прогрессивного развития.

Конечно, многосторонние договоры, действующие в между­народной экономической системе, упрочивают позиции МЭП, уточняют содержание его норм, формулируют новые нормы. Однако не так уж много универсальных экономических догово­ров. На помощь приходит обычай. С его помощью договорные постановления обретают характер универсальных норм МЭП.

Примером взаимодействия договорных и обычно-правовых норм может служить принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю.

Так, первоначально единичная практика исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) та­ких прав и преимуществ была всего лишь обыкновением.

Позднее обыкновение стало договорно-обычной нормой, ко­торая была зафиксирована в рекомендациях ЮНКТАД в 1964 г. и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в июле 1965 г.

С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 126) данное правило становится не только уни­версальным, но и императивным, когентным.

Следует также иметь в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обыч­но-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воз­действие на процесс их формирования.

Так, в «деле о правах лиц из Соединенных Штатов Америки в Марокко», которое рассматривалось Международным судом ООН в 1952, указывалось, в частности, на роль принципа наибольшего благоприятствования. Отмечалось, что его цель — «установить и постоянно поддерживать между заинтересованны­ми странами полное равноправие без какой-либо дискриминации».

Это означало и означает, что необусловленная клаузула о наиболее благоприятствуемой нации (в отличие от обусловлен­ной) запрещает требовать взаимности от государств-бенефициа­ров, т.е. эти государства ни в коем случае не обязаны предлагать какое-либо ответное эквивалентное возмещение.

 

Важную роль в международной экономической системе осуществляет, в частности, Международная торговая палата (создана в 1920 г., нахо­дится в Париже).

Палатой были разработаны, к примеру, своды правил и обы­чаев — Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Международные правила толкования торговых терминов — ИНКОТЕРМС (с 1 января 2000 г. вступила в силу новая редакция).

В некоторых странах правила ИНКОТЕРМС санкционирова­ны государством: в Испании — применительно к импортным операциям, в Ираке — в отношении всех внешнеторговых дого­воров. На Украине ИНКОТЕРМС введен законом как обязатель­ный для включения во внешнеторговые договоры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.