Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Информационная теория коммуникации






Основателями информационной теории являются К.Шеннон и У.Уивер, издавшие в 1949 году книгу «Математическая теория связи». В ней представлены общие для всех видов коммуникаций понятия о коммуникации.

Любая теория – это понятия и связи между ними, отражающие реальные процессы. В информационной теории эти понятии следующие.

1. Передатчик и приемник как устройства, передающие и принимающие информацию. Люди, организации, страны также выступают в роли передатчиков и приемников информации. В гуманитарных науках их называют по другому, например, коммуникант и реципиент.

2. Информация, отражающая связь между передатчиком и приемником. В инженерных коммуникациях – это закодированные физические сигналы, а в гуманитарных – знаки (слова и невербальные средства, например, жесты), несущие сообщения в соответствии с определенным кодом.

3. Код – это правила организации сигналов и знаков, которые должны быть одинаковы для передатчика и приемника, которые кодируют и раскодируют информацию.

4. Канал коммуникации – это то, по чему передается информация. Естественные каналы связаны с человеком –это голос, лицо, слух и т.д. Искусственные – книги, телефон, радио, телевизор и др. Информация передается в естественной среде (вода, воздух, космос) или по искусственным средствам (провода, кабели).

5. Шумы – внутренние и внешние помехи, возникающие в процессе передачи и приема информации.

6. Обратная связь – это реакция реципиента (приемника) на получаемое сообщение.

 

Гуманитарные науки и теории часто упрекают в расплывчатости, нечеткости, нестрогом многословии и т. п. Не является в этом смысле исключением и наука о коммуникациях. Здесь мы хотим опровергнуть это расхожее мнение и сформулировать на основе информационной теории коммуникации п ервый закон эффективной коммуникации, суть которого заключается в том, что информация, полученная реципиентом (приемником), должна стремиться к равенству с переданной коммуникантом (передатчиком) информацией по количеству и качеству.

Количественное равенство – это равенство объема информации, которое следует запомнить и воспроизвести, а качественное равенство – это одинаковость понимания содержания полученной информации, которое надо объяснить при воспроизведении.

В ральности в гуманитарной коммуникации всегда имеет место неполное равенство, что запрещено в технических системах. Но человек, как правило, не может запомнить большие объемы информации и понять все ее смысловые оттенки. В этом к нему на помощь пришел компъютер.

Этот закон можно назвать законом эффективного информирования.

 

Его соблюдение предполагает выполнение ряда условий информационной теории, которые становятся методами и приемами того, как сделать коммуникацию (информирование) эффективной.

1) Правильное кодирование – это организация информации по таким правилам, которые должны быть известны и одинаковы для передатчика и приемника. А методы и приемы связаны с конкретной областью коммуникации. Самые известные всем правила кодирования - это грамматика русского и других языков. Для того, чтобы состоялась коммуникация, необходимо знать содержание слов и правила их образования, а также - предложений и текстов разного назначения. Деловое письмо и художественный рассказ кодируются по разному. Существуют разные виды кодов: сложные и простые, массовые и специализированные, научные и художественные, презентационныеирепрезентационные и др.

2) Выбор соответствующего канала коммуникации, по которому передается информация. Каждый канал обладает определенной пропускной способностью, т.е. объемом информации, которую по нему можно передать за определенное время при условии ее нормального восприятия. Например, темп речи лектора должен быть таким, чтобы быть понятным большинству аудитории. Слишком быстрый или медленный темп будет вести к неоптимальной коммуникации (непониманию или отвлечению внимания).

3) Минимизация шумов как внутренних и внешних помех, возникающих в процессе передачи и приема информации.

Внутренние помехи могут быть физическими (плохая дикция, глухота, слабое зрение), семантическими (непонятные слова, разное понимание знаков), синтаксическими (неправильный порядок слов), организационными (нелогичное перескакивание на другую тему), психологическими (эмоциональное состояние возбуждении, стресса, раздражения), физиологическими (состояние организма), социальные (несоответствие социальным нормам).

Внешние помехи – это шумы в окружающей среде, плохая акустика в зале, освещение, температура, запахи, неисправная техника и др. Чтобы коммуникация была успешной, необходимо устранить или минимизировать шумы. Инженерные и гуманитарные задачи здесь принципиально различаются. Важная особенность шумов в том, что они тоже несут информацию, но ненужную или вредную для основного потока информации.

4) Использование обратной связи как реакции реципиента на получаемое сообщение. В технических системах обратная связь показывает качество связи, например, не должно быть треска в телефоне. Она говорит о запоминаемости (количество информации) и понятности (качество) получаемой информации. Так, в беседе между людьми достаточно легко устанавливается обратная связь – можно попросить уточнить, повторить и т.д. Гораздо сложнее это сделать в массовых коммуникациях, где видами обратной связи являются письма в редакцию, звонки на радио, опросы, рейтинги.

На основе первого закона и условий эффективной коммуникации вырабатываются приемы информирования

Общие приемы информирования совпадают с соблюдением перечисленных выше условий эффективного информирования – правильного кодирования, выбора канала коммуникации, устранения шумов, использования обратной связи.

Специфические проявляются в ряде конкретных приемов-советов применительно к речи и письму, слушанию и чтению, например:

-использовать слова, понятные аудитории;

-говорить и писать короткими фразами и предложениями;

-приспосабливать словарь и стиль речи и письма к аудитории;

-демонстрировать знания, необходимые аудитории, а не свою эрудициию;

-говорить не монотонно, а живо и эмоционально;

-повторять ключевые слова и фразы, чтобы слушатели лучше запомнили и др.

Эти и другие приемы необходимо применять для того, чтобы лучше выполнялся закон количественного и качественного равенства полученной и переданной информации.

За эффективность восприятия информации несут ответственность и передатчик и приемник, поэтому необходимо выполнять советы по приему информации: внимательно слушать и читать, стараться понять и запомнить, в случае необходмости спрашивать и уточнять, не давать волю негативным эмоциям, занимать наиболее удобную позу, не пропускать ключевые слова типа «следовательно», «а теперь поговорим о» и др.

Критерии эффективности информирования связаны с числом запомнивших и понявших передаваемую информацию в группе или с количеством и качеством ее у отдельного человека.

Вся система конкретных приемов рассматривается в курсах по устной и письменной коммуникации, по невербальной коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.