Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамические нагрузки, действующие на тяговый элемент конвейера.
При пуске конвейера тяговому элементу приходится преодолевать кратковременно действующие динамические нагрузки необходимые для преодоления инерции движущихся масс и сопротивлений при трогании с места ходовой части конвейера. Эти нагрузки тем больше, чем тяжелее, подвижные части конвейера, выше скорость их движения и меньше время пуска. Кроме кратковременно действующих динамических нагрузок, в цепных конвейерах имеют место постоянно действующие динамические нагрузки вследствие периодического изменения скорости цепи на трассе конвейера и необходимого из-за того преодоления сил инерции подвижных масс. Динамические нагрузки не только увеличивают общую действующего на тяговый элемент продольную силу, но и вследствие многократности действия вызывают в цепях усталостные явления. Определив динамические силы, можно более точно рассчитать размеры тяговых цепей (по сравнению с расчетом по статистическому усилию, определяемому методом «обхода по контуру»). Помимо продольных динамических сил, вызванных неравномерностью движения, в точке набегания на цепь действуют динамические силы, направленные под углом к оси конвейера и обусловленные тем, что каждый новый зуб входит в зацепление с шарниром цепи с ударом. При большой скорости цепи эти удары могут служить причиной разрушения шарниров, а также возникновения в цепи поперечных колебаний. (При расчетах последние не учитываются, т.к. действуют на небольшой участок цепи с незначительной массой конвейера). Учитываются только продольные колебания. Рассмотрим схему набегания цепи на звездочку или блок с гранями. б) Рисунок - Схема движения цепи по звездочке.
Тяговое усилие передается зубом 1, находящемся в зацеплении с шарниром 1`.При дальнейшем вращении звездочки зуб 2 входит в зацепление с шарниром 2`, зуб 3 – с шарниром 3` и т.д. При постоянной угловой скорости звездочки w постоянна и окружная скорость зуба 0=wR, (R – радиус начальной окружности звездочки). Скорость цепи (без учета влияния упругости цепи): 1= 0cos =Rwcos , где – переменный угол, образуемый радиусом 01 и осью ОY. Таким образом, скорость цепи изменяется за период поворота звездочки на центральный угол a, соответствующий одному шагу цепи tц по закону косинусоиды (рис.№ а) при изменении угла от – /2 до + /2. Период колебания цепи: (z - число зубьев). Ускорение j цепи в этот же период изменяется по закону синусоиды: j=d /dt= - Rw2 sin . Скорость и ускорение для положений 1, 2, 3: 1) 1= R cos( /2); j = R 2 sin( /2) = jmax, м/с2; 2) 1 = R = max; j = 0; 3) 1= R cos( /2); j = - R 2 sin( /2) = - jmax, м/с2. Поскольку . Следовательно, величина максимального ускорения цепи прямо пропорциональна квадрату средней скорости цепи q и обратно пропорциональна шагу цепи tц и квадрату числа зубьев звездочки z. Максимальная динамическая сила на тяговую цепь будет зависеть от приведенной массы движущихся частей конвейера с учетом массы перемещающегося груза, действующего ускорения jmax и коэффициента динамичности Кд.:
Кд зависит от упругих свойств цепи и параметров конвейера (длинны, скорости, шага цепи, числа зубьев и др.) Для уменьшения динамических нагрузок на тяговый элемент в приводе предусматриваются специальные пусковые устройства: гидравлические, электромагнитные, порошковые муфты, дополнительные сопротивления в цепи ротора электродвигателя и т.д. Эти устройства обеспечивают плавный пуск конвейера, уменьшая динамические нагрузки. В любом случае динамические нагрузки при пуске не могут быть больше усилий развиваемых электродвигателем с учетом его перегрузочной способности. Колебания цепи конвейера могут быть опасными для ее прочности, если их частота совпадает с частотой вынужденных колебаний, вызванных неравномерностью хода цепи, в случае возникновения резонанса. Эта опасность устраняется применением уравнительных приводов, обуславливающих равномерную скорость движения цепи. Примером может служить уравнительный привод с некруглым зубчатым колесом.
Рисунок - Схема уравнительного привода с некруглым зубом. Уравнительный привод вала 1 с некруглым зубчатым колесом 2, число впадин на котором равно числу зубьев тяговой звездочки 3. Ведущая шестерня 4 посажена на вал 5 с эксцентриситетом е и поворачивается на угол 3600 за время поворота тяговой звездочки на угол 1800/z0. Тяговая звездочка 3 имеет переменную скорость, обеспечивающую практически постоянную скорость цепи 6. Существуют и другие системы уравнительных приводов.
ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ Общие сведения Ленточными конвейерами называются машины непрерывного транспорта, несущими и тяговыми элементами которых является гибкая лента. Ленточные конвейеры являются одним из наиболее распространенных транспортирующих машин для перемещения самых различных грузов, во всех областях промышленного и с/х производства, при добыче полезных ископаемых, в металлургии, на складах и портах. Существенным преимуществом ленточных конвейеров являются значительная производительность, которая при больших скоростях движения (6-8м/с) и ширине ленты (2-Зм) достигает 30000т/ч, что во много раз превышает производительность других конвейеров. Можно назвать и ряд других преимуществ: - простота конструкции; - бесшумность в работе; - высокая надежность даже при работе в тяжелых условиях; - возможность транспортирования грузов в наклонном направлении вверх и - возможность полной автоматизации; - легкостью обслуживания и малыми эксплуатационными расходами. - высокая стоимость ленты и роликов, составляющая соответственно 50% и - быстрый износ ленты; - необходимость центровки ленты; - невозможность применения на криволинейных участках в плане ; - сложность применения простых приводов. Возрастающее использование ленточных конвейеров требует повышения их качества и технико-экономических показателей, ставит перед конструкторами и исследователями важные задачи: создание высокопрочных и теплостойких лент, разработка конвейеров большой мощности, снижение материалоемкости конструкций и т.д. Классификация В настоящее время существует много типов ленточных конвейеров которые можно классифицировать: 1 По области применения: а) общего назначения; б) специальные; в) подъемные. 2 По характеру установки: а) стационарные; б) передвижные; в) переставные. 3 По виду транспортируемого груза: а) насыпных грузов; б) штучных грузов. 4 По типу ленты: а) с прорезиненной лентой; б) с металлической цельнотканой лентой; в) с металлической сетчатой лентой. 5 По форме ленты: а) плоские; б) желобчатые (Вл = 400+2000 мм). 6 По типу и месту установки привода: а) с однобарабанным приводом; б) с двухбарабанным приводом; в) с однобарабанным приводом и прижимным роликом; г) с однобарабанным приводом и прижимной лентой. Привод может быть расположен на концах и средней части ленточного конвейера. 7 По геометрии трассы: а) горизонтальные; б) наклонные; в) горизонтально-наклонные.
8 По расположению рабочей ветви: а) с нижнем расположением рабочей ветви; б) с верхнем расположением рабочей ветви. 9 По способу разгрузки: а) с промежуточной разгрузкой с помощью барабанных сбрасывающих тележек; б) с промежуточной разгрузкой с помощью ножевых сбрасывателей. 10 По типу натяжного устройства: а) грузовые; б) винтовые; в) с механическим приводом расположенным в конце и в средней части 11 По углу наклона: а) пологие < 20°; б) крутонаклонные > 20°; в) вертикальные. Рисунок 2 Основные составные элементы ленточных конвейеров 1 - задний натяжной барабан; 6 - станина; 2 - загрузочная воронка; 7 - передний приводной барабан; 3 - плужковый (барабанный) пере- 8 - разрузочная воронка; гружатель; 9 - очистное устройство; 4 - верхние роликоопоры; 10 - нижние роликоопоры; 5 - лента; 11 - привод. В состав ленточного конвейера могут входить центрирующее устройство, регулирующее устройство, устройство для взвешивания груза на ленте. Как правило верхняя ветвь рабочая, нижняя - холостая. Угол наклона должен быть примерно на 10° меньше угла трения груза о ленту. Для его увеличения применяют специальную ленту. Основные направления развития ленточных конвейеров - увеличение длины; - повышение производительности (за счет V и qг); - увеличение угла наклона; - уменьшение веса конструкции и стоимости; - повышение срока службы и надежность; - увеличение мощности привода до 1500-2000 кВт; - автоматизация; - стандартизация и унификация; - принцип агрегатного комплектования узлов. ОПОРНЫЕ УСТРОЙСТВА Одним из основных элементов ленточных конвейеров являются опорные устройства. Роликоопоры или настил (дерево, сталь, пластмасса - применяется очень редко на конвейерах малой длины). Роликовые опоры От работы роликов зависят следующие показатели: - долговечность ленты; - потребление электроэнергии приводом. Для транспортирования грузов применяют многороликовые опоры. Основные параметры роликовых опор установлены ГОСТ 22645-77 и 22646-77. В соответствии с назначением роликоопоры делятся на две группы: для рабочей (верхней) и нерабочей (нижней) ветви. Верхние роликоопоры бывают прямыми и желобчатыми на 2х, 3х и 5х роликах; амортизирующими, центрирующими, регулирующими.
Однороликовые применяют для плоской ленты малой производительности и для нерабочей ветви. при Вл =800... 1600 мм
Рисунок 3 Пятироликовые при Вл = 1600...3500 мм Различают три типа роликоопор: - жесткий став - жесткая навеска роликов; - жесткий став - амортизирующая навеска роликов; - канатный став - жесткая навеска роликов. Роликоопора должна быть податливой в вертикальной плоскости и не увлекаться лентой по ходу ее движения. Помимо жесткого соединения роликов имеется шарнирное соединение роликов. При транспортировании влажных и химически агрессивных грузов применяются подвесные рисунок4 роликоопоры с гибкой осью из стального каната (канатный став), на котором закреплен комплект резиновых или пластмассовых дисков-роликов (рис. 4). Гибкие роликоопоры имеют только два подшипника, подвешиваемых к станине конвейера. Канатный став обеспечивает более плавное прилегание ленты к роликам. В общем случае роликоопора состоит из стоек 1, роликов 2, основания 3. Рисунок 5 Рисунок 6 Ролик содержит обечайку 4, в которую завальцованы вкладыши 5, соединенные с распорной трубой 6. Подшипник 8 одет на ось 7, 9- уплотнение. Для защиты подшипника с внешней стороны от пыли применяются сложные лабиринтно-войлочные уплотнения с дополнительными контактными шайбами или без них, в некоторых случаях применяется манжетное уплотнение. С внутренней стороны подшипник защищен шайбой, жировыми канавками во вкладыше или внутренней трубе. Смазка роликоопор может быть: индивидуальной, центральной и закладной. Выбор диаметра ролика Производится из условий: 1) момент трения ленты без груза о ролик больше момента трения в подшипни 2) центробежная сила вращающегося ролика не должна отрывать груз от ленты Диаметр ролика повышается с увеличением плотности и кусковатости груза, ширины и скорости движения ленты В, однако чрезмерное увеличение нежелательно, т.к. возрастает его масса и стоимость. ГОСТом предусматриваются
Зависимость диаметра ролика от , В, приведены в табл. 4.4 [1]. 8 Амортизирующие ролики Устанавливаются в зоне загрузки ленты, служат для смягчения ударов падающего груза и предохранения ленты от повреждений. На корпус ролика одеваются упругие резиновые шайбы (раздельные - а или сплошные - а').
а) а') Рисунок 7 Конструктивно выполняют плоскими или желобчатыми. Вместо них иногда применяют ролики на пружинящих опорах. Они применяются в конвейерах транспортирующих тяжелые насыпные грузы (руда, камень). Центрирующие роликоопоры В процессе работы конвейера по различным причинам возможен поперечный сдвиг ленты с роликов (причины: одностороння загрузка ленты, налипание груза на барабанах и роликах, неправильная стыковка ленты и т.п.). Для автоматического выравнивания хода ленты служат центрирующие роликоопоры. Центрирующая желобчатая роликоопора (рис. 8, а) имеет трехроликовую опору 1, установленную на поворотной раме 3, которая устанавливается на вертикальной оси 4. К раме прикреплены рычаги 5 с дефлекторными роликами 2. Лента при смещении в сторону давит на дефлекторные ролики и вся поворотная рама разворачивается вокруг вертикальной оси. В результате образуется восстанавливающий момент от самой ленты, который заставляет ленту идти к центру роликоопоры. После возвращения ленты в центральное положение, роликоопора движением самой ленты автоматически устанавливается в нормальное положение. Эти опоры применяются при > 40 м. Центрирующая роликоопора с тормозными колодками (рис. 8, в) применяется для реверсивных конвейеров; имеет поддерживающий ролик 1, дефлекторные ролики 2, рычаги 6 с тормозными колодками 7. Рисунок 8 У конвейеров большой мощности применяются батареи центрирующих роликов (2-3 шт.). Их недостатком является большая высота дефлективных роликов, что затрудняет разгрузку конвейера передвижными разгрузочными станциями. Имеются центрирующие роликоопоры с дебалансными кольцами. Для холостой ветви используются роликовые батареи (3 шт.) или прямые ролики наклонные в вертикальной и горизонтальной плоскостях на 2... 3°. Регулирующие роликоопоры Предназначены для устранения сбегов ленты в сторону, вызванных постоянными причинами: неравномерной загрузкой, ребровой кривизной ленты, действием ветра. Корректирующий поворот рамы устанавливают с помощью винтового механизма.
Рисунок 9 Очистные роликоопоры могут быть дисковыми или спиральными, вибрационные почти не применяются. Схема расстановки роликоопор Рисунок 10 tАР = 0, 5tрв, tpв=1, 2 -1, 6м, tн.р=2 tpв , tц.р = (10-14)/ tpв, (20...25м). ОТКЛОНЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА Направление движения ленты изменяется при помощи концевых оборотных (рис. 1а) и отклоняющих (рис. 1б) барабанов, роликовой батареи (рис. 1в) и по кривой свободного провисания ленты (рис. 1г). Рисунок 1 Переход ленты от наклонного положения к горизонтальному целесообразен для обратной ветви конвейера, а также для грузонесущей ветви с прямыми ролико-опорами. Диаметр отклоняющего барабана определяется по формуле D = KаKб i (для резинотканевой ленты) D = KбDб (для резинотросовой ленты), где Ка - коэффициент, зависящий от типа прокладок; Кб - коэффициент, зависящий от назначения барабана; Dб - диаметр приводного барабана. На конвейерах с желобчатыми роликоопорами переход выполняется на роликовой батарее из трех-пяти роликоопор для сохранения желобчатости ленты и исключения возможности просыпания груза. Роликоопоры устанавливают на расстоянии в 2-2, 5 раза меньше, чем на прямом участке (рис. 1в). Теоретический радиус выпуклого участка ленты на отклоняющей роликовой батарее зависит от ширины и типа ленты, угла наклона боковых роликов, устанав- ливаемых на криволинейном участке, и натяжения ленты в верхней точке участка (рис. 1в) , где В - ширина ленты; р — угол наклона бокового ролика, град. -относительное удлинение ленты от натяжения в конце выпуклого участка трассы. ЗАГРУЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ Конструкция загрузочных устройств зависит от характеристики транспортируемого груза и способа подачи его на конвейер. Штучные грузы подаются на конвейер при помощи направляющих лотков или укладываются на конвейер. Рисунок 1 Насыпные грузы подаются на конвейер при помощи загрузочной воронки 2 и направляющего лотка 3 (рис.1), которые формируют поток груза и направляют его в середину ленты. Для обеспечения высокого срока службы ленты и роликоопор высота падения груза из воронки на ленту должна быть минимально возможной, а скорость и направление подачи груза должны быть близки к скорости и направлению движения загруженной ленты, это условие наиболее точно выполняется при параболическом очертании направляющей стенки воронки, которая воспринимает удары падающего груза. Углы наклона стенок воронки в на 10-15° больше углов трения груза о стенки. Для предохранения передней стенки от износа: - устанавливают броневой щит 1 из закаленной стали; - устраивают отдельные отсеки (карманы); - устанавливают листы износостойкой резины. Наилучший результат - при футеровке стенки гребенчатой износостойкой резиной. После выхода груза из створа направляющих бортов он должен находится в состоянии покоя. Соблюдение этого требования является основным для определения длины бортов. Длина направляющих бортов равна пути скольжения груза по ленте и определяется в зависимости от начальной скорости груза гр, скорости ленты л, и силы давления груза Q. При разгоне на некоторую массу т сыпучего груза, находящемуся на участке ленты загрузочного устройства действуют следующие силы: - тяжести mg; - трения о стенки бортов F6 = mgkбfб; - инерции , - j — ускорение при разгоне; - трения о ленту Fn = Nfn =mgcos fJl. Рисунок 2 В соответствии с расчетной схемой и принципом Даламбера сумма проекций этих сил на направлении движения ленты равна нулю.
, т.к. , то , где Кб - коэффициекг бокового давления груза на направляющие борта; fл - коэффициент трения груза о ленту; fб - коэффициент трения груза о направляющие борта; lб - минимальная длина бортов. Обычно принимают: lб = (1, 25...2)В; hб = (0, 3...0, 5)В; В1 0, 5В; В2 0, 6В. Средняя масса груза, приходящаяся на 1 м длины борта
Расчетная производительность Q = 3600FVср где vcp - средняя скорость движения груза; bср - расстояние между бортами; объемная масса груза.
Средняя высота груза , Используя гидростатический закон распределения давления груза по высоте борта hcp (рис. 3), можно принять, что сила воздействия груза на борт равна среднему давлению, уменьшенному на площадь борта. Nб=
|