Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
С заданной точностью
Существует несколько методов приближенного вычисления определенных интегралов . Численно определенный интеграл равен площади фигуры, ограниченной кривой y=f(x), осью Ox и прямыми x=a и x=b. Такую фигуру называют криволинейной трапецией (рис.17). Рассмотрим методы левых, правых и центральных прямоугольников, а также метод трапеций и метод Симпсона. Суть их в том, что отрезок [a; b] разбивается на n равных частей и находится длина каждого частичного отрезка по формуле . Следовательно, криво-линейная трапеция разбивается на множество элементарных трапеций, и её площадь считается как сумма площадей элементарных трапеций. Площадь же элементарной трапеции приблизительно равна площади элементарного прямоугольника или трапеции и вычисляется по соответствующей формуле.
Для формул прямоугольников площадь каждой элементарной трапеции заменяется площадью прямоугольника и вычисляется как произведение значения функции, аргументом которой будет левая или правая граница каждого частичного отрезка (для формул левых и правых прямоугольников соответственно) или центр каждого частичного отрезка (для формулы центральных прямоугольников) на шаг разбиения h.
В методе трапеций площадь каждой элементарной криволинейной трапеции находится по формуле площади обычной трапеции, известной из школьного курса математики.
В методе Симпсона берутся три ближайшие точки разбиения и по ним строится парабола, график которой приближенно описывает график функции на двух близлежащих частичных отрезках. Ищутся приближенно площади криволинейных трапеций на всех участках и складываются. Это и будет приближенное вычисление определенного интеграла по методу Симпсона. Для нахождения приближенного значения интеграла по методу Симпсона необходимо, чтобы количество частичных отрезков было четным.
В программировании для вычисления интеграла используется цикл, который продолжает свою работу до тех пор, пока ближайшие значения интегралов различаются не более чем на заданную точность eps.
Математические формулы для всех описанных методов приведены в табл.13.
Таблица 13
| Название метода
| Формула
| Метод левых прямоугольников
|
| Метод центральных прямоугольников
|
| Метод правых прямоугольников
|
| Метод трапеций
|
| Метод Симпсона
|
| Общая схема вычисления интегралов с точностью eps:
ввод a
ввод b
ввод количества разбиений n
вычислить шаг h
ввод eps
вычисление интеграла i0
I1=0
пока |I0-I1|> =eps
I1=I0
увеличение количества разбиений n
вычислить новый шаг h
вычисление интеграла I0
все_пока
печать I0
Далее приведены примеры алгоритмов и соответствующих программ для вычисления приближенного значения определенного интеграла.
Вычислить интеграл с точностью eps методом левых прямоугольников:
Алгоритм
| Программа
| объявление вещ: a, b, h, eps, I0, I1, x; цел: i, n;
ввод a, b, n, eps
h=(b-a)/n
x=a
I0=ln(a-3)
для i=1 до n-1 шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0=I0*h
I1=0
пока |I1-I0|> =eps
I1=I0
n=2*n
h=(b-a)/n
x=a
I0=ln(a-3)
для i=1 до n-1 шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0=I0*h
все_цикл
печать I0
| #include “stdio.h”
#include “math.h”
int main ()
{
int i, n;
float a, b, h, x, I0, I1, eps;
printf(“a=”);
scanf(“%f”, & a);
printf(“b=”);
scanf(“%f”, & b);
printf(“n=”);
scanf(“%i”, & n);
h=(b-a)/n;
printf(“eps=”);
scanf(“%f”, & eps);
x=a;
I0=log(a-3);
for (i=1; i< =n-1; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
I1=0;
while (fabs(I0-I1)> =eps)
{
I1=I0;
n=2*n;
h=(b-a)/n;
x=a;
I0=log(a-3);
for (i=0; i< =n-1; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
}
printf(“integral=%f \n”, I0);
return 1;
}
|
Вычислить интеграл с точностью eps методом центральных прямоугольников:
Алгоритм
| Программа
| объявление вещ: a, b, h, eps, I0, I1, x; цел: i, n;
ввод a, b, n, eps;
h=(b-a)/n;
x=a+h/2;
I0=ln(a-3);
для i=1 до n-1 шаг 1
x=x+h;
I0=I0+ln(x-3);
все_для i
I0=I0*h
I1=0
пока |I1-I0|> =eps
I1=I0
n=2*n
h=(b-a)/n
x=a+h/2
I0=ln(a-3)
для i=1 до n-1 шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0=I0*h
все_цикл
печать I0
| #include “stdio.h”
#include “math.h”
int main ()
{
int i, n;
float a, b, h, x, I0, I1, eps;
printf(“a=”);
scanf(“%f”, & a);
printf(“b=”);
scanf(“%f”, & b);
printf(“n=”);
scanf(“%i”, & n);
h=(b-a)/n;
printf(“eps=”);
scanf(“%f”, & eps);
x=a+h/2;
I0=log(a-3);
for (i=1; i< =n-1; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
I1=0;
while (fabs(I0-I1)> =eps)
{
I1=I0;
n=2*n;
h=(b-a)/n;
x=a+h/2;
I0=log(a-3);
for (i=1; i< =n-1; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
}
printf(“integral=%f \n”, I0);
return 1;
}
|
Вычислить интеграл с точностью eps методом правых прямоугольников:
Алгоритм
| Программа
| объявление вещ: a, b, h, eps, I0, I1, x; цел: i, n;
ввод a, b, n, eps
h=(b-a)/n
x=a+h
I0=ln(a-3)
для i=2 до n шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3);
все_для i
I0=I0*h
I1=0
пока |I1-I0|> =eps
I1=I0
n=2*n
h=(b-a)/n
x=a+h
I0=ln(a-3)
для i=2 до n шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0=I0*h;
все_цикл
печать I0
| #include “stdio.h”
#include “math.h”
int main ()
{
int i, n;
float a, b, h, x, I0, I1, eps;
printf(“a=”);
scanf(“%f”, & a);
printf(“b=”);
scanf(“%f”, & b);
printf(“n=”);
scanf(“%i”, & n);
h=(b-a)/n;
printf(“eps=”);
scanf(“%f”, & eps);
x=a+h;
I0=log(a-3);
for (i=2; i< =n; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
I1=0;
while (fabs(I0-I1)> =eps)
{
I1=I0;
n=2*n;
h=(b-a)/n;
x=a+h;
I0=log(a-3);
for (i=2; i< =n; i++)
{
x=x+h;
I0=I0+log(x-3);
}
I0=I0*h;
}
printf(“integral=%f \n”, I0);
return 1;
}
|
Вычислить интеграл с точностью eps методом трапеций
Алгоритм
| Программа
| объявление вещ: a, b, h, eps, I0, I1, x; цел: i, n;
ввод a, b, n, eps
h=(b-a)/n
x=a
I0=0
для i=1 до n-1 шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0= h*((log(a-3)+log(b-3))/2+I0)
I1=0
пока |I1-I0|> =eps
I1=I0
n=2*n
h=(b-a)/n
x=a
I0=0
для i=1 до n шаг 1
x=x+h
I0=I0+ln(x-3)
все_для i
I0= h*((log(a-3)+log(b-3))/2+I0)
все_цикл
печать I0
| #include " stdio.h"
#include " math.h"
int main()
{
int i, n;
float x, a, b, h, eps, I0, I1;
printf(" a = ");
scanf(" %f", & a);
printf(" b = ");
scanf(" %f", & b);
printf(" n = ");
scanf(" %i", & n);
h=(b-a)/n;
printf(“eps=”);
scanf(“%f”, & eps);
x=a;
I0=0;
for(i=0; i< =n-1; i++)
{
I0=I0+log(x-3);
x=x+h;
}
I0=h*((log(a-3)+log(b-3))/2+I0);
I1=0;
while(fabs(I0-I1)> eps)
{
I1=I0;
n=n*2;
h=(b-a)/n;
x=a;
I0=0;
for(i=0; i< =n-1; i++)
{
I0=I0+log(x-3);
x=x+h;
}
I0=h*((log(a-3)+log(b-3))/2+I0);
}
printf(" I=%f\n", I0);
return 1;
}
|
Вычислить интеграл с точностью eps методом Симпсона:
Алгоритм
| Программа
| объявление вещ: a, b, h, eps, I0, I1, x, f2i_1, f2i; цел: i, n
ввод a, b, n, eps;
//если n – нечетное, то умножаем на 2
если n%2= =1
n=n*2
h=(b-a)/n
f2i_1=0; //для «нечетных» точек
f2i=0; //для «четных» точек
x=a+h;
для i=1 до (n-1)/2 шаг 1
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
x=x+h;
f2i=f2i+log(x-3);
x=x+h;
все_для i
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
I0=h*(log(a-3)+log(b-3)+4*f2i_1
+2*f2i)/3;
I1=0
пока |I1-I0|> =eps
I1=I0
n=2*n
h=(b-a)/n
x=a
I0=0
для i=1 до (n-1)/2 шаг 1
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
x=x+h;
f2i=f2i+log(x-3);
x=x+h;
все_для i
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
I0=h*(log(a-3)+log(b-3)+4*f2i_1+
2*f2i)/3;
все_цикл
печать I0
| #include " stdio.h"
#include " math.h"
int main()
{
int i, n;
float x, a, b, h, I0, I1, f2i_1, f2i, eps;
printf(" a = "); scanf(" %f", & a);
printf(" b = "); scanf(" %f", & b);
printf(" n = "); scanf(" %i", & n);
//если n – нечетное, то умножаем на 2
if(n%2==1)
n=n*2;
printf(“eps=”); scanf(“%f”, & eps);
f2i_1=0; //для «нечетных» точек
f2i=0; //для «четных» точек
h=(b-a)/n; x=a+h;
for(i=1; i< =(n-1)/2; i++)
{
f2i_1=f2i_1+log(x-3); x=x+h;
f2i=f2i+log(x-3); x=x+h;
}
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
I0=h*(log(a-3)+log(b-3)+4*f2i_1+2*f2i)/3;
I1=0;
while(fabs(I0-I1)> =eps)
{ I1=I0;
n=n*2;
f2i_1=0; //для «нечетных» точек
f2i=0; //для «четных» точек
h=(b-a)/n; x=a+h;
for(i=1; i< =(n-1)/2; i++)
{
f2i_1=f2i_1+log(x-3); x=x+h;
f2i=f2i+log(x-3); x=x+h;
}
f2i_1=f2i_1+log(x-3);
I0=h*(log(a-3)+log(b-3)+4*f2i_1+2*f2i)/3;
}
printf(" I=%f\n", I0);
return 1;
}
| Примечание. Если сравнить результаты вычислений интегралов с точным значением определенного интеграла, то можно сделать вывод о том, что наиболее точным методом является метод Симпсона.
|