Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Линейные вычислительные алгоритмы
Под линейным вычислительным алгоритмом будем понимать последовательность действий, состоящую из команд ввода, вывода и присваивания значений некоторым величинам. При описании таких алгоритмов используется только одна управляющая структура – следование. Из определения алгоритма следует, что он должен начинаться с описания величин, которые используются при вычислениях. Такие величины подразделяют на переменные и константы. Переменная – именованная величина, значение которой может меняться в ходе вычислений. Имя переменной – это последовательность из букв латинского алфавита, десятичных цифр и символов подчёркивания, начинающаяся не с цифры. Такую последовательность называют идентификатором. Переменные бывают различных типов: целые, вещественные, символьные и др, поэтому при их описании будем указывать тип каждой переменной. Константа – это величина, представляющая фиксированное числовое, строковое или символьное значение. После описания переменных и констант (если они есть) следует описание действий, которые и составляют собственно алгоритм решения поставленной задачи. Помимо операций ввода-вывода основным элементарным действием в алгоритме является операция присваивания значения переменной. Формат команды присваивания: < имя переменной> = < выражение> Знак «=» следует читать как «присвоить». Под командой присваивания понимается последовательность действий: - вычисляется выражение; - полученное значение записывается в переменную. Отметим три основных свойства команды присваивания: 1) до тех пор пока переменной не присвоено никакое значение, она остается неопределенной; 2) значение, которое было присвоено переменной, сохраняется в ней до следующей операции присваивания другого значения этой переменной; 3) значение, вновь присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение. Пример построения линейного вычислительного алгоритма и соответствующего проекта в среде Visual C++ 6.0 Пример. Разработать алгоритм и составить по нему программу (разработать консольный проект) для вычисления значений функции z = . Область определения функции не учитывать. Ход выполнения работы 1. Написать алгоритм решения задачи в виде логически правильной последовательности действий. 2. Перевести алгоритм на язык программирования (этот процесс называется кодированием). Ниже приведены алгоритм и соответствующая программа. Программа снабжена комментариями, поясняющими, с какой целью написан тот или иной оператор. Первые два пункта нужно выполнять в тетради по лабораторным работам.
3. Создать консольное приложение A “Hello, World! ” application. Открыть главную функцию main(), для чего нужно выполнить шаги, описанные в Лекции 1. 4. В открывшемся окне редактора необходимо отредактировать текст главной функции следующим образом: удалить все строки, следующие за строкой #include " stdafx.h". за указанной строкой напечатать текст программы. 5. Запустить приложение на выполнение, как это описано в Лекции 1. 6. Отладить программу. 7. Сохранить отлаженный проект на рабочем диске. Примечания: 1). При вычислении знаменателя функции z была применена операция приведения к типу данных: (float)2/3. Причиной этого является то, что знак ‘/’ обозначает операцию целочисленного деления, т.е. при делении целого числа на целое число результат округляется до нуля. Если же один из операндов является вещественной переменной, то в результате получается вещественное значение. В нашем случае операция приведения к типу данных (float) позволяет «перевести» число 2 из разряда целых чисел в разряд вещественных. 2). При запуске программы на экране монитора появится строка x=_ Часть строки x= выводит на экран функция printf(), мигающий курсор – это приглашение к вводу значения переменной x с клавиатуры. Ввод значения с клавиатуры заканчивается нажатием клавиши < enter>. Приглашение к вводу и считывание значения, введенного с клавиатуры, в ячейку оперативной памяти, отведенную под переменную x, – это результат работы функции scanf(). 3). В операторе, отвечающем за вычисление значения переменной z, знаменатель дроби записан в скобках. Необходимо следить за тем, чтобы при вычислении выражений скобки были расставлены правильно, т.е. при записи дробей числитель и знаменатель, представляющие собой сумму, разность или произведение, нужно заключать в скобки; аргументы функций также заключаются в скобки. Очень важно при записи выражений на языке С++ помнить о приоритете операций. 4). Запись \t в форматной строке означает горизонтальную табуляцию, а запись \n – перевод на другую строку. 5). При выводе на печать вещественного значения функцией printf() допустим следующие форматы вывода: %< количество_позиций_под_значение>.< количество_позиций_под_дробную_часть> f %< количество_позиций_под_значение> i В приведенном примере формат вывода %5i означает, что при выводе переменной x под вывод всего значения переменной будет отведено 5 позиций, а формат вывода %7.3f означает, что при выводе переменной z под вывод всего значения переменной будет отведено 7 позиций, из них 3 позиции – под дробную часть.
|