Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные структурные компоненты игры.






В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры.

В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Как уже говорилось игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

(ПСПО)

Деловые педагогические игры – это сложный вид учебной игровой деятельности. Правильная организация деловой игры дает возможность решить проблему укрепления взаимосвязи педагогической теории.

Деловая игра состоит из 2 этапов:


1. Подготовительный – включает:

a) постановку задачи с учетом содержания учебной программы курса.

b) Выбор ведущего «воспитателя» - рекомендуется данную роль дать более уверенному в себе, решительному учащемуся

c) Разработка и знакомство ведущего с целью игры, ее содержанием

d) Выбор и подготовка необходимого материала и оборудования.

 

2. Собственно деловая игра, которая включает:

ü организацию «детей» данного класса на игру.

ü Постановку целей и проведение игры ведущим

ü Анализ результатов проведенной игры



При разработке деловых игр можно придерживаться следующих схем:


· Педагогическая ценность игры

· Раздел изучаемого курса предмета

· Тема урока

· Цель игры

· Материал к данной игре

· Ход игры


· Роль преподавателя и учащегося в игре.



Общение: понятие, структура, виды, функции. Особенности и специфика общения детей дошкольного возраста и студентов педагогического коллед­жа. Педагогическое общение в структуре профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ, преподавателя колледжа (училища).

Педагогическое общение определяется как профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов с учащимися в процессе обучения и воспитания.

На практике каждый преподаватель сталкивается с специфическими особенностями педагогического общения, которые представляют определенные трудности.

1) Педагогическое общение это сложнаясвязь делового и личностного общения преподавателя и учащегося

2) Преподаватель редко может позволить себе как бы чистое общение. Как правило, педагогическое общение осуществляется одновременно с другими видами и компонентами деятельности.

Структура общения:

ü …

ü Коммуникативную

ü Интерактивную

ü Перцептивную

Которые включают в себя обмен информации, регуляцию взаимодействия партнеров общения, а также сравнения и рефлексию

Общение на уровне дошкольного педагогического училища включает в себя:

· Духовное общение

· Интеллектуальное

· Партнерское взаимодействие

· Обмен взглядами, идеями, позициями.

 

(Дет псих)

В концепции Л.С.Выготского общение занимает центральное место, как фактор психического развития человека и условие его саморегуляции.

Общение осуществляется через речь.

Речь – это деятельность общения посредством языка. Здесь важна культура общества.

В едином процессе общения выделяют 3 стороны:

1. Коммуникативная – передача информации может быть вербальная (через слово) и невербальная (объятия, жесты).

2. Интерактивная – взаимодействие в процессе общения.

3. Перцептивная – взаимовосприятие

Общение тесно связано с деятельностью. Деятельность выступает как часть общения.

Общение – это взаимодействие живых существ, обменивающихся информацией. Это тип внутривидовых и межвидовых контактов. Общение свойственно всем живым существам, но только у человека самая совершенная форма (через речь).

Структура общения:

1) Содержание

2) Цель

3) Средства

Содержание – это информация, которая в межвидовых контактах передается от одного живого существа к другому.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных это случается только при удовлетворении органических потребностей, а у человека – разных видов потребностей:

- социальные

- культурные

- познавательные

- творческие

- эстетические

- нравственного и интеллектуального роста.

У человека задействовано:

· Знаковые

· Чертежи

· Радио

· Компьютер

· Интернет и т.д.

Виды общения:

1) Биологическое (для организма)

2) Социальное (межличностные отношения)

3) Непосредственное (руки, голова, голосовые связки)

4) Опосредованное (через посредников)

5) Прямое общение

6) Косвенное общение (переговоры через других на семейном и государственном уровне)

7) Деловое общение (совместная деятельность)

8) Личностное (интимное)

Общение дошкольников также идет в 3 направлениях:

ü Общение со взрослыми

ü Общение со сверстниками

ü Общение в ролевой игре

Основные этапы развития общения, специфика, этапы:

1. От рождения до 3-х месяцев - общение «мать и дитя» – комплекс оживления

2. Возраст от -3 месяцев до 8 -10 месяцев – начальный этап – познавательное общение, связанное с потребностью в новых впечатлениях

3. От 8-10 месяцев до 1, 5 лет – вербально – невербальное общение, обслуживающие потребности в общении. Переход к использованию языка, как к средству общения.

4. От 1, 5 лет до 3 лет – появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Здесь начальный этап разделения делового и личностного общения.

5. От 3 лет до 6-7 лет – становление произвольности, данных от природы и благоприобретенных средств общения и развитие сюжетно – ролевого общения через игру.

Этой проблемой занимались многие ученые.

Возрастная периодизация по Эльконину. Построил свою систему на 3 китах. Ввел 5 кризисов. Внес ведущий вид деятельности и отношения.

Возрастной период Ведущий вид деятельности Отношения   Главная потребность Новообразования   Сензитивные период
Кризис рождения. Младенчество. Кризис первого года жизни Непосредствен-ное общение Человек - человек Любовь и похвала Восприятие Память, восприятие (от младенчест-ва включая дошкольника)
Раннее детство от года до 3-х лет. Кризис 3-х лет «Я сам».   Человек - предмет Любовь и похвала Речь Память, восприятие
Дошкольное детство от 3-х до 7-ми лет. Кризис 7-ми лет. Ролевая игра Человек - человек Любовь и похвала Соподчинение мотивов и внутренняя позиция школьника Память, восприятие, двигательная активность (от 6-ти до 10 лет)
Младший школьный возраст от 7-ми до 10 лет Учебная деятельность Человек – предмет Любовь и похвала - рефлексия (самоанализ) - произволь - ность - интериори - зация (перевод предметных действий в умственный план) - взаимопро -верка Двигательная активность, мышление
Подросток от 11-12 до 14-15 лет. Кризис 11-12 лет. Интимно – личностное общение Человек – человек В самоутвержде-нии Чувство взрослости мышление
Ранняя юность от 14-15 до 17-18 лет. Учебно – профессиональ-ная деятельность Человек - предмет В общении - научное мировоззрение - направленность на будущее Творческое мышление

 

Проблема возрастной периодизации в психологии и педагогике. Знание и учет педагогом особенностей и общих закономерностей каждого возрас­тного этапа, как условие успешности решения задач обучения и воспита­ния детей дошкольного возраста и студентов педагогического училища (колледжа).

В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом. Периодизация психического развития – это деление жизненного цикла на определенные временные промежутки на основе какого-либо фактора развития:


1. Ж.Пиаже – интеллект

2. З.Фрейд – психосексуальность

3. Л. Колберг – формирование морали

4. Э.Эриксон – формирование идентичности

5. Л.С.Выготский – в основе периодизации положил 3 фактора:

· Новообразование

· Ведущая деятельность

· Социальная ситуация развития.

6. В. Штерн – строил периодизацию на основе разворачивания наследственных задатков

7. П.П.Блонский – построил периодизацию на основе смены зубов.


Ж. Пиаже. Ж.Пиаже и его школа занимались изучением формирования интеллекта ребенка. Ими было выявлено качественное отличие детского интеллекта от интеллекта взрослых. Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, но проходит ряд стадий, порядок следований которых не изменен. До 7-8 лет подчиняется законам биологического приспособления и зависит от самого ребенка. Пиаже выделял 3 этапа формирования ребенка: -- Сенсомоторный интеллект – с рождения до 2 лет; -- Репрезентативный интеллект – с 2 до 7 лет – мышление с помощью представлений; -- Формальные операции – способность мыслить как взрослый человек – 11-15 лет.

З.Фрейд. Считал, что движущей силой поведения человека является инстинкт жизни, который он назвал эросом и инстинкт смерти – тонавос. Самым сильным Фрейд считал влечение, названное либидо. В основе лежит психосексуальная энергия, направленная на удовлетворение психосексуальных потребностей. Поэтому свою периодизацию Фрейд построил на этапах развития психосексуальности и выделил их 5: -- Оральный этап – от рождения до 3 лет; -- Анальный этап – с 3 до 5 лет; -- Латентный период – длится до 12 лет; -- Генитальный период – с 13-14 лет до затухания половой активности; -- Бессексуальный этап.

Лоренс Колберг. Занимался изучением формирования морали ребенка. Им было выявлено, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственную проблему. Например, маленькие дети считают ребенка разбившего несколько чашек случайно более виноватым, чем того, кто разбил 1, но преднамеренно. Дети ориентируются на сам факт поступка, взрослые – на мотивы, стоящие за поступком. Мораль формируется к 12 годам. Этапы: -- До моральный уровень – нормы морали для ребенка что то внешнее; -- Конвенционная мораль – ребенок стремится рассуждать исходя из норм и правил морали; -- Автономная мораль – когда моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием человека.

Э.Эриксон. В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей – такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода: -- Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет); -- Автономность против стыда и сомнений (2-3 года); -- Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет); -- Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет); -- Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет); -- Близость против одиночества (19-25 лет); -- Продуктивность против застоя (25-50 лет); -- Цельность против отчаяния (50-…).

На процесс развития влияет не только семья и ближайшее окружение, но и друзья, работа, общество. Процесс развития Эриксон назвал процессом идентичности, подчеркивая важность сохранения цельности эго, а значит личности.

Л. С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: -- 1) кризис новорожденности; 2) стабильный период младенчества; 3) кризис первого года жизни; 4) стабильное раннее детство; 5) кризис трех лет; 6) стабильный дошкольный возраст; 7) кризис семи лет; 8) стабильный младший школьный период; 9) пубертатный кризис; 10) стабильный подростковый возраст; 11) кризис 17 лет и т.д.

А.Н.Леонтьев. При определении понятия " возраст" отмечает: " Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

По А. Н. Леонтьеву:

• В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.

• Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.

Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

• Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.

• В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:

игра (ранний дошкольный возраст),

учение (школьный возраст),

труд (взрослые возраста).

Д.Б. Эльконин. В 1971г. в статье " К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система " ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: " ребенок – общественный взрослый" и " ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Возрастная периодизация в общей педагогике (Подласый И.П.). То, что развитие физическое и духовное тесно связано с воз­растом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Для правильного управления процессами развития педагоги делали попытку классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвя­щенных. (Коменский, Горлок, Левитов, Ванек, Шванцараидр

Периодизация основывается на выделении возрастных особен­ностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомофизиологические, психические и духовные качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молоч­ных зубов, их смена, половое созревание и другие биологиче­ские процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности, что служит основой для выделения последовательных этапов человеческого разви­тия и возрастной периодизации.

. Для общей педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке принята следующая периодизация возраста человека от рождения до 18 лет:

1. Младенчество (1-й год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

— младший дошкольный возраст (3—4 года);

— средний дошкольный возраст (4—5 лет);

— старший дошкольный возраст (5—6 лет).

4. Младший школьный возраст (6—7—10 лет).

5. Средний школьный возраст (10—15 лет).

6. Старший школьный возраст (15—18 лет).

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического, психического и духовного раз­вития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспи­тание, — с другой.

Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой об­ласти, жестко лимитируют его возможности.

«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сооб­разно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — пи­сал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен­тируют учебную нагрузку, устанавливают объемы занятости раз­личными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и рас­положения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учеб­но-воспитательной деятельности.

Значение учета возрастной периодизации. Воспитательная работа всегда ориентирована на воспитание, на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагоги­ческого воздействия.

В учебно-воспитательных учреждениях осуществляется диф­ференцированная работа с отдельными возрастными группами.

Определение возрастных границ отдельных этапов раз­вития имеет большое значение для установления сроков начала занятий, объема учебной нагрузки, режима дня учащихся, выбо­ра средств и методов обучения и воспитания, для решения многих вопросов, связанных с медицинской и юридической практи­кой, с нормативами и судейством в спорте и т. п.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы предполагает знание педагогом психологии юношеского воз­раста. Педагог должен изучать учащихся с этой целью, чтобы, раскрывая их качества и способности, находить к ним пра­вильный педагогический подход, углублять и совершенство­вать положительные черты характера, и устранять отрицательные.

Знать психологические особенности учащегося, особенности и черты характера - это значит ис­пользовать как более целесообразные методы педагогиче­ского воздействия на него. Не зная психологических особенностей учащихся, можно работать только вслепую, без надежды на успех.

 

Специфика развития ребенка в раннем возрасте: психолого-педагогические аспекты. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста. Виды деятельности ребенка на этапе раннего детства. Новооб­разования раннего возраста. Особенности организации жизнедеятельно­сти детей раннего возраста.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

· соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

· правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

· проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

· создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок— предмет — взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Теперь малыш не просто живет со взрослым, а с его помощью, когда взрослый выполняет действия не вместо него, а совместно с ним. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться дей­ствовать с ними.

В возрасте от одного до трех лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определен­ным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития со­держит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ре­бенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому веду­щей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная дея­тельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обще­стве, т. е. в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.