Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические механизмы формирования характера Факторы, влияющие на формиро­вание характера личности ребенка-дошкольника, студента педагогиче­ского колледжа (училища).






Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания; вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности. Тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей, образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющихся через соответствующие достижения психического развития субъекта. Поэтому по мере того, как формируется определённый образ жизни человека, формируется и сам человек.Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, друзья, класс, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для него наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует - такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сама группа.

Характер зависит от того, в каких условиях развивалась личность, каков был её круг общения, особенно в подростковом возрасте. Именно этот возраст ставит перед человеком проблемы самоопределения. Как показывала Е.Р.Калитеевская, если в подростковом возрасте были " шероховатости" характера и неуживчивость, то в дальнейшем это сглаживается и даже приводит к развитию цельного характера[5, стр. 403]. Тогда как пассивность, отсутствие проблем у подростка часто далее приводит к отсутствию адаптации, неспособности заявить о своём решении и стать самостоятельным. Таким образом, характер формируется как отстаивание своей независимости и в то же время в ходе поиска форм контакта с другими людьми. Однако, не поняв себя как автономную личность, человек не способен понять и других людей, установить с ними контакт и ответственно заявить о своих решениях. Идти на компромисс способен автономный и ответственный человек, в противном случае компромисс оказывается конформностью.

Характер - во многом результат самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Сознание своих недостатков - это положительная, прогрессивная черта характера; осознание своих недостатков вызывает у человека стремление преодолеть их. Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он бы хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, по этому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. От темперамента зависит, сколько понадобиться времени, чтобы черта характера стала устойчивой и постоянной, поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты характера, а у людей с другим темпераментом сформировать эти черты очень трудно. Черты характера также будут зависеть от позиции личности в группе.

В характере аккумулируются привычки человека. Он проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Быт, условия жизни в семье, учёба и труд - школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать наметившиеся изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания.

Несмотря на свою многогранность, характер - лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен его изменить. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определённую вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает своё бессилие за фразой " Такой уж у меня характер")

Становление характера обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых резких изменениях жизни он обычно всё же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределённым, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди, и здесь важно найти пример, достойный подражанию. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтного воспитания для воспитанника. Поэтому большое значение для формирования характера имеют те образцы, те идеалы, на которые стремится быть похожим человек. Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой проницательностью и исключительной твёрдостью характера. Если у человека нет идеала, это может свидетельствовать о том, что развитие личности идёт неправильно. Обычно это означает появление отклонений в развитии, называемое " возрастным инфантилизмом".

Формирование характера - очень сложный процесс, который никогда не бывает прямолинейным. Особенно отчётливо видны " зигзаги" становления в самом начале взросления. Это связано с тем, что, стремясь быстрее стать взрослым, подрастающий человек часто ориентируется только на их внешнюю атрибутику, а внутренний мир взрослых, их мысли, переживания проходят незамеченными.

По мере овладения взрослыми нормами поведения, по мере развития характера ребёнок начинает осознавать, что имеет собственное лицо, собственное " Я", которое теряется, размывается в группе одинаково ведущих себя сверстников. С этого момента намечается переход от стремления " быть таким же, как все" к стремлению " проявить себя"

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль выполнения намеченного. Простым и действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей боле выносливыми, мужественными.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеждённость определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Таким образом, формирование характера имеет социальную среду, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живёт и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

В итоге нужно отметить:

1) характер не является врождённым - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определённой группы, определённого общества.

2) характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

Деятельность: понятие, структура. Становление человека как субъекта деятельности. Деятельность и сознание. Структура и особенности педа­гогической деятельности. Воспитатель ДОУ, преподаватель педагогиче­ского колледжа (училища) как субъект профессиональной деятельности: цели деятельности, функции, специфика. Инновационная направленность профессиональной деятельности педагога.

Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к четырем видам: игровую, учебную, трудовую и досуговую.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.