Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная значимость профессии педагога






Педагог является представителем одной из социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.

Чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее.

Функция современного педагога – помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.

Функции педагога - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания и обучения подрастающего поколения.

В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Чтобы отвечать этим требованиям педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

Характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно определить следующие компоненты: мотив --- цель --- предмет --- способы осуществления --- результат.

Мотивы педагогическое деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности (цель – разностороннее воспитание ребенка – полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей).

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится его субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субъект – объектной превращается в субъектно – субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Основные «орудия» педагогического труда – голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника – это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи – хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенности педагогической деятельности:

· Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее.

· Воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.

Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса. Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой, которой стал ребенок. Автоматизм и творчество не исключают, а дополняют друг друга.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Современно звучат высказанные слова Л.Н.Толстого о том, что оконченность и совершенство в педагогическом труде «…недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны».

Для успешной деятельности педагога требуется еще и знание закономерностей развития ребенка:

· Зависимость физического, психического развития ребенка от окружающей среды.

· Невозможность его существования без взрослых.

Важнейшие профессиональные функции педагога:

ü Создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

ü Обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Небрежность, халатность, упование на авось в работе педагога – признаки его профессиональной непригодности;

ü Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми.

ü Участие в педагогическом просвещении родителей

ü Регулировка и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ.

ü Самообразование;

ü Участие в опытной, исследовательской работе.

Исходя из функционального анализа деятельности педагога ДОУ определяют профессиограмму.

Профессиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.