Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология личности. Проблема развития личности в психологии и пе­дагогике. Факторы развития личности. Сущность и стадии социализации.






Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Личность - это индивидум каждого человека.

Данная область психологии обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе - в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

Ø в анатомо-физиологической (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

Ø в психической (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие таких психических процессов, как ощущение, память, восприятие, чувств и др.);

Ø в социальной (развитие ребенка как члена общества, накопление им разнообразного социального опыта).

Существуют разные теории развития личности:

1. Биогенетическая концепция развития личности - сторонники данной теории утверждают, что общие особенности человека как представителя рода и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида предопределены его природой. Они рассматривают процесс развития как вызревание того, что заложено в человеке от рождения. При таком подходе развитие характеризуется в основном лишь количественными изменениями предопределенных от рождения свойств, которые лишь проявляются в человеке под влиянием среды.

Биологизаторская теория главная научная основа педагогики свободного воспитания, предписывающая воспитанию не вмешательство в естественных ход развития ребенка. И поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка.

Представители:

- Стенли Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества как собирательство, охоту и т.д. – «теория рекапитуляции»

- Ф. Гальтон считал, что способности, черты характера, поведение человека наследуется точно также как фамильные драгоценности; предлагал выводить породы ученых, воинов, таким же путем как выводится новая порода собак, т.е. путем соответствующих браков.

- другой вариант биогенетического подхода разработал Кречмер, выводя типы личности из особенности телосложения человека.

- наиболее ярко биологизм выступил в трактовке личности Фрейдом, который считал, что всё поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

2. Социогенетический поход - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другая теория в рамках этого подхода – теория научения – считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения, определенных его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

3. Психогенетический подход - (Ж. Пиаже, Дж. Келли, Эриксон и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. В этом подходе представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения (Эриксон). Представители когнетивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Пиаже). Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации акцентируют внимание на развитие личности в целом (Маслоу)

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,
В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Фактор – те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное значение в развитии явления.

На развитие личности оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность присущая всем живым организмам способность давать подобное себе потомство и передавать свои признаки следующим поколениям; воспроизведение биологического сходства с родителями: безусловные рефлексы, собственно человеческие задатки (вертикальное положение тела, обладание речью), задатки передаваемые по наследству (цвет глаз, болезни), наследование специфических задатков и способностей (человек наследует не способности в готовом виде, а задатки. Природные задатки многообразны и есть у каждого человека).

Среда

· географическая среда включает: климат, природные условия, которые определяют условия жизни и оказывают влияние на характер трудовой деятельности человека.

· домашняя среда (микросреда) – очень важна роль семьи в развитии и формировании личности ребенка, именно семья создает условия культуры быта, влияет на развитие эмоций, формирование характера, развитие первых общественных и нравственных отношений, на отношение ребенка к труду, учебе, общественной деятельности.

· социальная среда(макросреда) – включает в себя совокупность общественных отношений, свойственных данному обществу на определенном историческом этапе и включает материальные условия жизни общества, экономику, общественный и государственный строй, систему производственных отношений и определенный образ жизни людей.

Воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознанный характер. Ещё она особенность воспитания как фактора развития личности то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям 6народа, общества, в котором проходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияния на личность – единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. На развитие личности оказывают влияние все виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, спортивная, художественная, общение, поэтому в процессе жизни ребенок должен быть включен в разнообразные виды деятельности. Причем, деятельность обязательно должна иметь творческий характер

Социализация —это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общест­венно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в общест­ве, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимыми по своим ре­зультатам и последствиям являются первые 15-25 лет.

Стадии социализации.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий

(взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

Личность: сущность, структура. Личность воспитанника-объект и субъ­ект воспитания и обучения. Культурно-историческая концепция Л.С. Вы­готского. Законы детского развития. Закон формирования высших пси­хических функций. Специфика педагогического подхода к личности. Пе­дагогические закономерности формирования личности. Развитие ребенка в контексте формирования базовых характеристик личности.

Личность – человек, представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других (Слободчиков).

По Леонтьеву: Личность – то, что человек делает из себя. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.