Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип дистрибутивной справедливости (в рамках теории социального обмена).






В теории общения социальное поведение человека рассматривается как обмен активностью взаимодействующих индивидов, а нормой социального взаимодействия – соблюдение принципа дистрибутивной справедливости, согласно которому отношения тогда воспринимаются и оцениваются как справедливые, когда вознаграждения (в любой форме) участников (партнеров) прямо пропорциональны их затратам (вкладу в общее дело).

Непропорциональность вклада ==> взаимодействие несправедливое ==>

  • Участники общения испытывают неудовлетворенность, переживают стрессовое состояние ==> рождение потребности в восстановлении справедливости или отказа от взаимодействия.
  • Жертвы стремятся:

· изменить свои вклады;

· заставить других снизить свои выигрыши.

  • Чаще прибегает к психологическому способу: попытке оправдать заведомо несправедливое отношение и убедить себя в справедливости.
  • Уйти из поля взаимодействия, никаких дружеских контактов.

Тот человек, чьи “выигрыши” непропорционально велики тоже может стремиться к восстановлению справедливости из-за боязни возмездия ==> страха потерять свое лицо и пытается

  • снизить свои выигрыши;
  • прибегнуть к психологическим способам;
  • унижение «жертвы» или отказ от ответственности;
  • оправдание несправедливых отношений.

Принцип дистрибутивной справедливости работает во всех сферах отношений.

Основные типы взаимодействия (4 “К”)

Предполагает согласование целей и насколько тесно они (партнеры) взаимодействуют.

  • Кооперация (сотрудничество). Четкое согласование цели, достижение цели одним партнером не ущемляет интересов другого.
  • Конкуренция (достижение цели одним за счет ущемления интересов других).
  • Конфронтация (преследование противоположных целей; не идут на уступки).
  • Корпорация (на основе взаимной выгоды: «Ты – мне, я – тебе»).

Характер взаимодействия ведет к определенной тактике общения: сотрудничество, кооперация, поиски компромисса (основного типа сотрудничества), убеждения, разъяснения (способы воздействия).

Конкуренция, конфронтация, корпорация.

Негативные практики: шантаж, манипуляция, угрозы, дезинформация.

Способы психологического воздействия на партнера:

1) психическое заражение;

2) подражание;

3) внушение;

4) убеждение;

5) конформизм;

6) манипуляция.

Заражение (влияние на эмоциональную сферу партнера)

Заражение – это непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому («Я заразился твоим настроением!»).

Специфика заражения: пассивность субъекта и объекта влияния.

Заражение чаще проявляется в неорганизованной группе (толпе), но может возникать и в диаде.

Главное условие заражения – легкость идентификации (мы верующие; мы болельщики на стадионе и т.п.).

Это самый простой способ воздействия, ибо обе стороны пассивны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.