Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура коммуникативного акта (процесса).






1. Коммуникатор – инициатор сообщения. Тот, кто передает информацию.

2. Реципиент – адресат (кому).

3. Сообщение, информация – что.

4. Канал связи – средства передачи информации.

5. Эффект – усвоение информации.

6. Обратная связь – реакция реципиента на сообщение.

Основные условия эффективности коммуникативного процесса (На примере: учитель-аудитория).

Коммуникатор (учитель)

1) должен быть заинтересован в передаче информации (мотивация), от этого зависит отбор информации;

2) должен хорошо владеть информацией (знание предмета);

3) должен искусно использовать разные средства передачи информации (методика обучения);

4) должен владеть системой контроля (следить за реакцией аудитории, опрос и т.п.).

Реципиент (ученик, аудитория)

1) должен быть заинтересован в усвоении информации (мотивация);

2) должен уметь воспринять информацию (внимание);

3) должен быть способен понять информацию (интеллект);

4) должен запомнить информацию (память), чтобы практически использовать.

В реальности всегда есть потери информации, ибо существуют

Коммуникативные барьеры. (общая схема)

 

Задумывается, планируется (100%) – высказывается, приобретает словесные формы 80% от задуманного ==>

основной барьер – лексический (запас слов), память коммуникатора (что-то забыл).

Высказано (80%) – услышано (воспринято) 70% ==>

основной барьер – плохое внимание реципиента, отсутствие интереса к сообщению (мотивация).

Услышано 70% - принято (понято) 60% ==>

основной барьер – интеллект реципиента (не все понял).

Принято 60% - осталось в памяти 24% ==>

основной барьер – память (много забыл).

Таким образом, потери информации неизбежны ==> необходимо научиться устранять (или смягчать) барьеры.

Средства передачи информации.

Основное средство – речь. Вербальная коммуникация и невербальная коммуникация.

Соотношение между ними:

1. Невербальные средства усиливают, дополняют вербальную информацию ==> соответствие между ними.

2. Противоречие между вербальным и невербальным: невербальные знаки противоречат вербальному общению.

3. Несут разную информацию.

При несоответствии – большое доверие невербальной информации.

Речь

1) должна быть понятна для аудитории, соответствовать ее уровню.

2) необходима оптимизация информации (не должно быть дефицита и переизбытка);

3) должна быть релевантна теме (позволяет раскрыть тему, соответствие теме).

Невербальная коммуникация (в разных источниках разная классификация):

1. Проксемика – пространственно-временные характеристики общения.

2. Паралингвистика – особенности голоса у речи, не относящиеся к смыслу высказывания, не несущие семантической нагрузки (в них отражаются психологические качества говорящего).

3. Кинесика – система оптико-кинетических знаков. Система выразительных движений (поза, походка, жесты, контакт глаз).

Проксемика:

1. Пространственно-временные характеристики общения (Пространственная психология С.Холл).

В качестве информативных характеристик выступают:

§ дистанция между общающимися;

§ временные характеристики (время прихода), длительность общения;

§ взаимное расположение тел.

Дистанция свидетельствует о близости отношений между партнерами:

§ интимное пространство – 0-45 см, сверхинтимное – 0-15 см (родственники, близко знакомые)4

§ личное (персональное) пространство – 45-120 см – неформальное общение (друзья);

§ социальное пространство – 120-3, 5 (4) м – формальное общение ==> с посторонними людьми, деловые отношения (начальник – подчиненный);

§ публичное пространство – 3, 5 м и более – осуществляется в массовых аудиториях.

Персональное пространство с одной стороны социально-обусловлено, а с другой – обусловлено личностными качествами.

Горожане – дистанция уже, чем у сельских жителей.

Национальность: у японцев – короткая, у американцев – длинная дистанция (национальные особенности).

Персональное пространство у каждого сове, имеет индивидуальные размеры.

Личностное влияние:

1) интроверсия;

2) тревожность, невротизм;

3) недоверчивость, подозрительность;

4) замкнутость.

Эти свойства личности ==> сужение персонального пространства. Таким образом, уравновешенный человек, с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе; беспокойные, тревожные, замкнутые стараются держаться подальше от партнера.

Дистанция между партнерами говорит о характере взаимоотношений между ними.

Взаимное расположение. Наиболее благоприятная угловая позиция. Угол уменьшается – сидят рядом ==> тесное общение. Угол увеличивается ==> враждебность, напряженность.

Паралингвистика (см. Дерябо):

1. Особенности голоса:

§ громкость;

§ высота;

§ тембр.

2. Динамические особенности речи:

§ скорость;

§ ритм;

§ тональность;

§ дикция.

3. Стиль речи:

§ длина фраз, сложность грамматических конструкция;

§ образность, метафоричность;

§ использование жаргонов и ненормативной лексики (брань);

§ когнитивная сложность (информационная насыщенность).

4. Речевые обороты, штампы, оговорки (см. Люшер):

Особенности голоса:

1) громкость – (энергетика): высокий жизненный тонус, признак доминантности, экстравертированность;

2) высота – индикатор эмоционального состояния;

Пример: высокий голос – высокая эмоциональность; низкий – эмоциональная сдержанность.

3) тембр (окраска голоса).

Пример: металлическое (жесткое) звучание ==> энергичность, твердость, властность (диктатор).

Динамические особенности речи:

1) Скорость речи – характеристика темперамента:

§ быстрая – холерик, сангвиник;

§ медленная – флегматик, меланхолик.

Скорость отражает также временное эмоциональное состояние:

§ быстрая – активность, взволнованность;

§ медленная – усталость, горе, печаль.

и некоторые постоянные характеристики личности.

Пример: медленная – высокомерие.

2) Ритм:

§ плавная, ритмичность – уверенность;

§ сбивчивая, неритмичная – неуверенность.

3) Интонация:

§ интонированная – эмоциональность, экстраверсия.

§ неинтонированная (монотонная) – низкая эмоциональность, интровертированность, аутистичность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.