Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.




1945 - 1990 «соцлагерь», в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. “Вертикальная” система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной.

Крушение социалистических режимов привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система журналистики. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.

В сфере аудиовизуальных СМИ сохранились общественно-правовые компании, но создаются и частные компании, как правило, связанные с западными корпорациями и испытывающие определенные финансовые трудности.

Большинство старых газет сохранились, но изменили направление и/или название. В Чехии газета “Руде право” издается сейчас под названием “Право”, качественная; в Польше - “Трибуна”, тоже качественная (это бывшие центральные органы этих стран).

Рыночные отношения в Восточной Европе сейчас действуют успешнее, чем в России, и это определяет особенности развития СМИ в регионе.

СМИ восточноевропейских стран в период реформ (1990-е годы).Крушение социализма сопровождалось резким сокращением тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис, а также стремительным изменением общего ландшафта национальной периодики. Была уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура. Бывшие «союзные» партии, провозгласившие политическую автономию и отказ от сотрудничества с компартиями, добились полной самостоятельности в своей издательской деятельности. «Gazeta Wyborcza» – печатный орган польской «Солидарности» – после прихода этого движения к власти превратилась в одну из крупнейших (и экономически процветающих) газет Польши, имеющую 17 региональных вариантов, «привязанных» к локальному рекламному рынку. Появление прессы различной идейно-политической ориентации – праволиберальные, монархистские, издания экологистов – «зеленых» и т.д. – вплоть до ультранационалистических и анархистских. Гарантированная законом свобода издательской и информационной деятельности способствовала развитию СМИ, плюралистичных в политическом и идейном отношении. На рубеже прошлого и нынешнего веков в большинстве стран Восточной Европы отмечены высокие рейтинги свободы СМИ и журналистов. Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения характеризовались западными мониторинговыми организациями как страны со свободной прессой, Румыния была отнесена к государствам с «частично свободными» СМИ. югославская пресса до устранения Милошевича признавалась несвободной.



В первые же месяцы после крушения социализма в восточноевропейских государствах появляется частная пресса. В Польше были приватизированы газеты и журналы, принадлежавшие ранее издательскому концерну ПОРП. Приватизация коснулась 85% польских СМИ, некоторые из которых оказались в собственности иностранных владельцев. Аналогичные процессы происходили и в других восточноевропейских странах. Вновь появляется бульварная пресса. В связи с развитием местного самоуправления в ряде стран происходят активные процессы формирования новой местной периодики.

. Распространение рыночных отношений на сферу издательской деятельности и коммуникаций ,увеличение стоимости типографских материалов и услуг, доставки тиража подписчикам.

начало интенсивной экспансии западных медиакорпораций на национальных рынках СМИ. Вторжение западногерманских издательских компаний на газетно-журнальный рынок бывшей ГДР в считанные месяцы изменило облик периодики на востоке Германии: уже в первой половине 1990 г. там распространялись 24 ежедневные газеты, 42 еженедельника и 240 журналов, принадлежащих западногерманским корпорациям. Тираж одной только «желтой» газеты «Bild», предназначенный для восточных немцев, превысил 1 млн. экз. Вскоре почти половина подписных изданий, распространяемых в Восточной Германии, оказалась под контролем двух западногерманских концернов – «Генрих Бауэр-ферлаг» и «Грунер унд Яр», а на долю концерна «Шпрингер-ферлаг» пришлось 63% всех продаваемых в киосках изданий.



В Венгрии крупные пакеты акций ряда известных и влиятельных изданий оказались в руках западных корпораций, руководимых Р. Мердоком, В Польше в результате экспансии норвежских и германских издательских корпораций под их контролем оказалась значительная часть печатных изданий, включая региональные газеты.

значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. Выходящие на польском, венгерском, болгарском и других языках народов Восточной Европы, эти издания опираются на транснациональные издательские структуры, на многолетний опыт деятельности в рыночной среде и составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям. Напр. «Cosmopolitan» и другие – существенно потеснили национальную женскую прессу.

Существенные перемены наблюдаются и в вещательной деятельности. Еще на начальном этапе реформ из программ восточноевропейских телекомпаний была исключена трансляция передач советского телевидения. Преобладающими тенденциями в развитии восточноевропейских вещательных служб становятся децентрализация и коммерциализация вещания. Происходила трансформация государственных телеканалов в общественные, по образцу общественных вещательных корпораций Западной Европы. В начале 1990-х годов начался бурный процесс развития в столицах и в региональных центрах частных радиостанций и коммерческого телевидения – как эфирного, так и спутникового, кабельного. В создание новых вещательных компаний нередко существенную роль играют иностранные капиталы и технологии. Созданная при решающем участии американских инвесторов коммерческая телекомпания TV NOVA потеснила в Чехии национальное общественное телевидение. Коммерческие вещательные службы широко используют программы и фильмы, импортированные из западных государств. Так, созданные в Польше коммерческие телесети «Polsat» – постоянно используют в своем вещании голливудские фильмы, развлекательные программы телекомпаний США и других стран Запада.

Польский национальный вещательный совет, основанный в 1993 г., призвал положить конец хаотическому развитию телевизионной индустрии, начавшемуся в первые годы реформ. Сенат Польши, местные законодательные и административные органы и отдельные граждане подвергли критике положение дел на польском ТВ, в частности, протестуя против насилия на телеэкране. Главным обвиняемым стал канал «Polsat» решение о подготовке добровольного кодекса телерадиокомпаний, регулирующего спорные аспекты вещания. Для выработки кодекса была создана комиссия, в которую вошло по два представителя от каждой компании, от Совета по этике прессы и от Польского национального вещательного совета.

За годы реформ в восточноевропейских странах сформировалась новая система регулирования издательской и вещательной деятельности. Были приняты законы о СМИ, создавшие юридическую базу для функционирования печатной и электронной прессы в новых условиях,создаются механизмы саморегулирования печатной и электронной прессы: в большинстве стран приняты новые кодексы профессиональной этики журналистов и СМИ, предпринимаются попытки создать органы и учреждения, обеспечивающие мониторинг публикаций и общественное влияние на деятельность массмедиа.

 

Крупным издателем является также Axel Springer, который сконцентрировался на специализированных периодических изданиях. В Польше можно увидеть в продаже 8 наименований журналов, посвященных компьютерной тематике, выпускаемых этим издательством. Фирма Axel Springer издает также журналы для женщин и автолюбителей, ежемесячный журнал для предпринимателей "Профит" ("Profit") и упомянутый выше журнал "Newsweek Polska".

Если говорить о зарубежных издательских концернах, стоит также назвать Passauer Neue Presse, который является лидером среди издателей местной прессы в Польше.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал